Фото: ТАСС/YAY
В Москве может появиться беспилотное такси с технологией интеллектуального распределения заказов. "Яндекс.Такси" начал соответствующие переговоры с автопроизводителями. Об этом m24.ru рассказала руководитель PR-проектов сервиса Элина Ставиская. Ранее Uber запустил первые беспилотные такси в США, решение об их внедрении в Москве может быть принято по итогам эксперимента в Штатах, отметила представитель компании в России Евгения Шипова. Власти Москвы выразили готовность сотрудничать с сервисами такси по данному вопросу. В Мосгордуме отметили, что появление беспилотных такси потребует изменений в ПДД и организацию специальных выделенных полос.
"Яндекс.Такси" ведет переговоры с автопроизводителями по поводу беспилотного такси, о начале тестирования этой технологии. Мы видим огромный потенциал в совмещении беспилотных авто и технологий интеллектуального распределения заказов: с учетом дорожной ситуации и специальных пожеланий пользователей", – рассказала Ставиская.
Компания "Яндекс" подписала соглашение о сотрудничестве с ПАО "КАМАЗ" по разработке системы полуавтономного управления автомобилем, основанного на комплексе технологий искусственного интеллекта: компьютерного зрения, машинного обучения, речевых технологий. Планируется разработать систему помощи водителю, способную удерживать машину в полосе, инициировать экстренное торможение, контролировать степень усталости шофера.
"Мы только подписали соглашение, только начинаем разрабатывать", – пояснил директор департамента по связям с общественностью "КАМАЗ" Олег Афанасьев.
Сервис такси Uber начал в тестовом режиме уже начал использовать беспилотные автомобили в американском городе Питтсбург. "Услуга беспилотного такси в Питтсбурге ничем не отличается от обычного сервиса. Единственная особенность – на момент тестирования в машине присутствует специалист, который обеспечивает контроль. Мы хотели бы сначала это обкатать, прежде чем использовать в полном масштабе. Очень много отзывов пользователей, что им нравится, очень много видео. Никаких накладок, внештатных ситуаций на сегодняшний момент не было", – сказала официальный представитель Uber в России Евгения Шипова.
Она не смогла уточнить, когда беспилотные такси могут появиться в российской столице. По ее словам, Uber сначала посмотрит на результаты пилотного проекта в Питтсбурге. "Это очень серьезный шаг, подготовка к тестовому режиму проходила в течение 18 месяцев. Это проект, который требует очень большой подготовки", – отметила Шипова.
Власти Москвы выразили готовность сотрудничать с компаниями такси, если те обратятся по вопросу беспилотных авто. Заместитель руководителя департамента транспорта Дмитрий Пронин рассказал, что знает об эксперименте Uber. "Безусловно, в этой разработке сосредоточен потенциал будущих изменений. Мы будем четко за этим смотреть, следить и анализировать. Если обратятся с предложением, рассмотрим его и свои возможности", – заметил Пронин.
Ставиская добавила, что пока нет законодательной базы для использования беспилотных автомобилей, ее появление могло бы ускорить развитие рынка. По словам председателя комиссии по законодательству Мосгордумы Александра Семенникова, внедрение беспилотных такси потребует изменений в законодательстве, но минимальных.
"Это будущее, сейчас во многих странах эта тема развивается. Москва – город 21 века, и все технологии она охотно применяет. Очевидно, что при появлении беспилотных транспортных средств нужно создать для них выделенные полосы, где нет интенсивного движения, нет необходимости перестраиваться, нужно только притормаживать перед препятствиями", – сказал Семенников.
Завкафедрой транспортной телематики и робототехники МАДИ Владимир Власов солидарен с Семенниковым: Москву нужно готовить к появлению "беспилотников" и менять ПДД. "Можно сделать выделенные полосы по центру дороги, плюс телематику на уровне табло. Нужно создать инфраструктуру, которая позволит ездить и в беспилотном автомобиле", – считает Власов.
По его словам, сначала в столице появятся рент-кары, это могут быть гиды по городу. "Начнется это с центральных районов города, где будут экскурсии по историческим местам. А потом уже могут появиться транспортные перевозки с помощью беспилотных автомобилей", – заключил эксперт.
Евгения Кислая, Анатолий Федотов