"Золотая маска" объявила номинантов в сезоне 2015-2016 годов. Решение по списку в каждом из жанров рождалось в спорах. Об этом говорила и дирекция, и председатели экспертного совета. При этом каждый стремился объяснить небывалое количество заседаний стремлением представить шорт-лист максимально объективно. Редакция m24.ru рассказывает о тех работах, которым эксперты отдали предпочтение, а также о тех, кого не досчитались.
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Летом 2015 года, через два месяца после вручения "золотомасочных" призов, разразился конфликт, который вылился в реорганизацию экспертного совета. После оглашения списка его участников на сезон 2015-2016 последовал отказ режиссеров Кирилла Серебренникова и Константина Богомолова выдвигать свои работы на конкурсную программу. Таким образом, в обнародованном сегодня шорт-листе (и расширенном лонг-листе) нет ни "Князя" "Ленкома", ни спектакля "Кому на Руси жить хорошо" Гоголь-центра. В ходе летних общественных слушаний представители СТД и Минкульта разрабатывали новые механизмы функционирования "Маски". Различные мнения и вкусовые пристрастия действительно были учтены, но можно ли сказать, что картина театральной жизни страны, представленная экспертным советом, оптимальная?
Если список в номинации "Лучший драмспектакль большой формы" непривычно лаконичен (здесь в фаворитах питерские мастера из Александринского театра, Малого и Большого драматических театров), то количество режиссеров-соискателей премии рекордное – 28 фамилий. Как рассказала Алена Карась, председатель экспертного жюри в драмтеатре, ни у кого из ее коллег не было возражений против участия в "Маске" Тимофея Кулябина. Его "Три сестры" получили единогласное одобрение.
Особенностью этой "Маски" дирекция обозначила географическую протяженность фестиваля и активное участие региональных коллективов.
В порядке вещей – семь номинаций пермской "Травиаты". Московская критика не первый сезон подстраивает свои рабочие графики под премьеры Теодора Курентзиса. Его имя на афише – безусловная гарантия того, что спектакль будет претендовать на статус события европейского масштаба. Курентзис обладает редкой способностью подбирать голоса, исходя из своего индивидуалистического восприятия того или иного музыкального материала. Заглавную роль в "Травиате" спела Надежда Павлова (сопрано), о которой до этой работы мало кто слышал. На данный момент она – одна из самых привлекательных претенденток на театральные призы.
Увидит ли Москва "Травиату" в аутентичном виде – этот вопрос предстоит решить дирекции "Маски" в ходе переговоров с руководством Пермского оперного театра. Как отметила Марина Ревякина, перспектива визита пермяков в столицу зависит от желания театра и самого Курентзиса. Проблема заключается в том, что одна только монтировка спектакля занимает пять рабочих дней. Московские площадки со скрипом готовы пожертвовать собственным репертуаром ради фестивальных показов. Тем не менее такую возможность "Маска" не отметает.
Большой театр представлен тремя оперными спектаклями – "Катерина Измайлова", "Осуждение Фауста" и "Роделинда" и тремя балетными – "Вариации на тему Франка Бриджа", "Совсем недолго вместе", "Ундина". Всего три десятка номинаций – общих и частных. Также столичный музыкальный театр представлен работами "Новой оперы" ("Саломея"), "Геликона" ("Доктор Гааз"), "Стасика" ("Манон").
Как отметила Елена Третьякова, совсем скоро фестивалю-премии придется задуматься о введении дополнительных номинаций – в частности, оперы малой формы. Это относится к небольшим работам, которые не могут по своим масштабам конкурировать с крупными спектаклями, но сами по себе представляют большую ценность для жанра в целом. Это и новые партитуры современных авторов, и неизвестные произведения классиков.
Полный список номинантов можно найти на сайте "Золотой маски". Церемония вручения наград состоится 19 апреля на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.