В Электротеатре Станиславский прошел сбор труппы, на котором художественный руководитель Борис Юхананов рассказал о планах на предстоящий сезон. Одним из самых важных для театра событий станет открытие Малой сцены, для которой специально готовили целую россыпь спектаклей.
Фото: Олимпия Орлова
22 сентября на новой камерной площадке с высокотехнологичным залом-трансформером на 70-100 мест будет показана дебютная работа молодого режиссера Евгения Беднякова "Фантазии Фарятьева" (в рамках проекта "Золотой осел"). Пьеса написана петербургским драматургом Аллой Соколовой и широко известна по фильму Ильи Авербаха 1979 года с Андреем Мироновым и Мариной Нееловой в главных ролях. В спектакле заняты артисты Алиса Дмитриева, Дарья Колпикова, Серафима Низовская, Наталья Павленкова и Дмитрий Чеботарев. С "Фантазий" начнется марафон "Осень премьер". В октябре здесь же будет показана камерная опера "Маниозис" композитора Александра Белоусова, ассистента Бориса Юхананова. Худрук отметил, что "труд по формированию оперной территории" в Электротеатре продолжится.
"За полтора года нам предстоит осуществить постановки четырех опер, помимо "Маниозиса". Владимир Раннев, композитор, чьей оперой завершается наш Сверлийский цикл, написал по рассказам Юрия Мамлеева, гения русского текста, партитуру и сдал ее. Когда мы ее открыли и стали изучать, поняли, что это тяжелейший материал, который предстоит изучить хору театра и с этим опытом подняться еще на один уровень профессионализма. Опера получила название "Проза", хотя изначально называлась "Жених". Третья опера связана с судьбой и образом Галилео Галилея. Ею мы хотим открыть еще одно пространство – наш будущий театральный двор. Это произойдет весной. В концертном исполнении оперы примет участие скрипачка Елена Ревич. Еще одна работа – большая детская опера Петра Поспелова по "Улиссу" Джойса для детей. Мы завершим ею 2017 год", – поделился Юхананов.
В ноябре на основной сцене состоится большая премьера – "Тартюф" Филиппа Григорьяна (автор перевода – Михаил Донской). Заглавную роль сыграет Виктор Тереля, его жертву, Оргона – Юрий Дуванов. Драматург-консультант проекта Ольга Федянина отмечает, что "зрители увидят за вечер не один спектакль, а два разных – или, если угодно, один с множественной перспективой. А персонажи, в свою очередь, совершат несколько путешествий во времени и пространстве".
Фото: Олимпия Орлова
Творческая группа проекта "Золотой осел" соберется в конце ноября на пять дней, чтобы в жанре "разомкнутого пространства работы" провести серию показов с комментариями и разборами, в центре которых текст Апулея.
Чуть забегая вперед, Юхананов поделился и другими планами театра: "Вы знаете, какими невероятными страстями заряжено имя Константина Богомолова, как часто его обвиняют, что он скандализирует, радикализирует. Богомолов – потрясающий, интеллигентнейший, образованнейший парень, давно и с удовольствием работающий со стариками российского театра, умеющий делать фантастический психологический разбор, ценящий и чувствующий текст, уставший от этого напряжения, которое необходим в определенные времена взрыва культурного пространства, и отправляющийся вместе с нами в сложнейший проект, наполненный художественным интересом и глубиной. Это будет "Волшебная гора" Томаса Манна. Вместе с этим спектаклем Константин вступит в новый период своей художественной жизни. Михаил Макеев, огромный мастер психологического театра, появится у нас вместе с Аллой Сигаловой и рассказом "Гадюка", превращенным Максимом Курочкиным в пьесу. Замечательный молодой радикальный кинорежиссер и сценарист Игорь Волошин будет заниматься у нас сложной пьесой Флобера "Искушение святого Антония".
Фото: Олимпия Орлова
Сам Юхананов продолжит исследование, инициированное им при постановке "Синей птицы". Для Электротеатра это будет самый крупный проект следующего сезона. "Я учился у Анатолия Васильева, у Эфроса в 80-х, в то время, когда театр был подлинным наркотиком. Что-то с ним случилось, и он наполнился такой сладостью, что оторваться было нельзя. Мои педагоги были главными шаманами, носителями этого психоделического состояния, и не только они. Все были с особым выражением глаз. В ГИТИС со мной вместе учился Андрей Вишневский. Уже тогда мы начали с ним обсуждение невероятной сказки "Пиноккио". Каждый из нас считал, что было бы прекрасно раскрыть ее мистериальные свойства. Прошло время, Андрей стал драматургом, который накопил много ни на что не похожих текстов. У меня не было условий, чтобы их поставить. Теперь времена поменялись. Он создал совсем иное произведение, чем собственно "Пиноккио" Карло Коллоди, хотя оно принимает на себя глубинные свойства. Это будут два спектакля на двух разных сценах, которые объединятся в огромное путешествия – саму мистерию Пиноккио и малую мистерия мытарств Пиноккио. В этих проектах будет задействован весь театр и наши студенты. Я надеюсь, первые плоды этого проекта появятся уже в этом сезоне".