Новости

Новости

18 июля 2016, 15:17

Культура

62 способа удивить зрителя: критики – о самых ярких спектаклях сезона 2015-2016

Фото: m24.ru/Юлия Чечикова

Театральный сезон позади. Для одних он открыл новые горизонты, для других поставил неожиданные вопросы. Константин Богомолов, показав Москве восстановленного "Лира", неожиданно и вполне серьезно заявил о намерении вплотную заняться кино, так как не видит для себя неизведанных пространств в театре. Сати Спивакова сыграла вместе с одиозным режиссером в спектакле Кирилла Серебренникова, где на сцене появляются два десятка обнаженных танцовщиков. Благополучно разрешилась финансовая проблема Студии театрального искусства Сергея Женовача. Андрей Кончаловский завершил трилогию по Чехову в Театре имени Моссовета. Вахтанговцы начали осваивать пространство свежеоткрытой малой сцены. Это только толика событий, попавших в поле зрения редакции m24.ru. Тем не менее мы решили сместить ракурс традиционных итогов сезона в сторону зрительских впечатлений. Театральные критики Григорий Заславский и Ольга Егошина, а также театральный блоггер Вячеслав Шадронов по нашей просьбе рассказали о премьерах, которые стоит пересмотреть.

Григорий ЗАСЛАВСКИЙ

Фото: facebook.com/Боярские-Палаты-СТД-РФ/Александр Пчелкин

Одно из самых ярких зрительских впечатлений прошедшего сезона связано для меня с театром "Около дома Станиславского", где вышел "Чевенгур". У него при всех его художественных достоинствах есть еще одно – хронометраж. Спектакль по сложнейшему роману Андрея Платонова идет 1 час 10 минут. Вторая постановка в этом сезоне режиссера и руководителя этого театра Юрия Погребничко – "Магадан" – в жанре кабаре, уже традиционного для этой сцены.

Замечательно, что МТЮЗ возродил свою площадку "Игры во флигеле". Кама Гинкас выпустил там свое очередное обращение к роману Достоевского "Преступление и наказание", где главным героем стал Свидригайлов. Эту роль потрясающе сыграл Игорь Гордин.

Среди других сильных зрительских впечатлений – "Своими словами. А. Пушкин. Евгений Онегин" Дмитрия Крымова в Школе драматического искусства. Также хочу отметить масштабную работу Кирилла Серебренникова, который выпустил в Гоголь-центре спектакль по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

Опыт сотрудничества выдающихся режиссеров мира с нашими труппами, традиционный для последних лет, принес самую большую удачу Электротеатру Станиславский: немецкий режиссер Хайнер Гёббельс выпустил спектакль "Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой", где играет Александр Пантелеев, хорошо известный постоянным зрителям театра. До этого момента он был больше задействован на вторых ролях, а в этой постановке на протяжении часа с лишним – актер единственный на сцене с большим количеством разнообразных механизмов, машинерии, экранов. Высокотехнологичный театр редко имеет успех в России. Техника, несмотря на периодически случающиеся сбои, зачастую оказывалась сильнее артиста. Спектакль Электротеатра дает пример другого рода, когда не самый заметный, но замечательный актер оказывается соразмерен сложнейшему замыслу одного из выдающихся представителей сегодняшнего театрального авангарда – Хайнера Гёббельса. И, конечно, самое яркое событие личного характера – мой приход в ГИТИС.

Фото: electrotheatre.ru

Ольга ЕГОШИНА

Фото: facebook.com/ovegoshina

В этом сезоне в столице поразительно интенсивно работал Театр имени Маяковского. Было много премьер, ярких, разноплановых, для детей и взрослых, и все – заслуживающие внимания. Прежде всего это "Русский роман" в постановке худрука театра Миндаугаса Карбаускиса. Пьеса, написанная литовским драматургом Марюсом Ивашкявичюсом на русском языке, посвящена личности Льва Толстого. И, пожалуй, эта одна из самых заметных пьес за последние годы. Сам Толстой в ней не появляется. О нем говорят – близкие, друзья, любовница Аксинья. На сцену выходят персонажи романов Толстого, жизнь вступает с искусством с сложную игру. Жену Толстого играет Евгения Симонова, и вот в какой-то момент она кричит в пространство: "Ты ушел, а меня не дописал!", то есть начинает осознавать себя частью его художественного мира. Это спектакль большой мысли, большого пространства. А рядом, на Сцене на Сретенке идет постановка Светланы Земляковой по пьесе Асара Эппеля "На траве двора", где играют молодые актеры, играют замечательно.

Успешно и ярко в этом сезоне работает Дмитрий Крымов, поставивший изящный спектакль "Своими словами. А. Пушкин. Евгений Онегин" и трагическое "Последнее свидание в Венеции".

В Театре имени Вахтангова вышла на Малой сцене "Гроза" в постановке Уланбека Баялиева. Вернувшийся в режиссуру ученик Сергея Женовача наполнил воздух классической пьесы такой силой страсти, что хрестоматийный текст звучит абсолютно неузнаваемо.

Фото: vakhtangov.ru

Вячеслав ШАДРОНОВ

Фото: facebook.com/shadronov

Даже если вспоминать только репертуарные московские и только драматические постановки, сезон оказался богатым на события. Один Дмитрий Крымов, до сих пор не выпускавший больше одного спектакля за год, в уходящем сезоне представил целых три премьеры! Среди них трудно выделить, какая удачнее, какая интереснее – грандиозный, эпического размаха, но при этом сотканный из юмористических импровизаций "Русский блюз" или пронзительный, лиричный, и в то же время остро-актуальный антимилитаристский опус "Последнее свидание в Венеции"? Или более узнаваемый по стилистике крымовских сочинений иронично-игровой "Евгений Онегин" из проекта "Своими словами".

Две премьеры на разных площадках – оригинальные "Мушкетеры. Сага" в МХТ и "Князь" в "Ленкоме" по мотивам "Идиота" Достоевского – выпустил Константин Богомолов, причем, не просто тиражируя приемы, благодаря которым он стал модным режиссером, но предлагая решения, способные оттолкнуть и часть уже платежеспособных "богомольцев". В "Князе" режиссер еще и вышел на сцену в главной роли и без "дублеров" выступил в качестве непосредственного исполнителя собственной идеи.

Фото: Екатерина Цветкова

Кама Гинкас, лично для меня остающийся на протяжении уже десятилетий театральным режиссером номер один, создал спектакль по "Преступлению и наказанию", тексту, к которому он постоянно возвращается, находя в нем и новые темы, и новые сюжеты. Пускай, может быть, для самого Гинкаса после невероятной, неожиданной версии "Кто боится Вирджинии Вулф?" Олби очередной Достоевский – не самая этапная работа, один только Гордин в ней поднимает спектакль на значительную высоту.

На открывшейся минувшим сезоном малой сцене театра Вахтангова его худрук Римас Туминас представил свои размышления о театре как особом искусстве, о природе актерства, о сущности творчества вообще – "Минетти" с Владимиром Симоновым в главной роли, с участием Людмилы Максаковой, с задействованной молодежью труппы.

Далеко не всегда одинаково удачны проекты "Саундрамы" Владимира Панкова, но "Утиная охота" в Et cetera – настоящий прорыв в избранном Панковым направлении, и вместе с тем свежий взгляд на пьесу Вампилова, Панков же буквально вернул к жизни зиловский типаж, какого, я думал, сегодня уже не существует, Зилов нынче невозможен, он ушел вместе с советскими реалиями 1970-х, и потому нет смысла тащить его опять на сцену. "Саундрама" убеждает в обратном, вернее, Панков угадал и художественно осмыслил факт возвращения подобного плана персонажей в нашу действительность, и трезво, жестко этот факт осмыслил.

В "Электротеатре" вышел "ремейк" постановки Хайнера Геббельса "Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой". Можно говорить о неполном соответствии замысла и воплощения, режиссерской стилистики и актерского существования в ней, но само появление такого постановщика в московском репертуаре – однозначно заметное явление.

Стабильный и насыщенный на всех трех сценах, включая филиал, получился сезон Театра имени Маяковского. Симпатичный и не столь простой, как может показаться на первый взгляд, спектакль "На траве двора" сделала Светлана Землякова в филиале, взяв за основу автобиографическую прозу Асара Эппеля. Ученик Римаса Туминаса Анатолий Шульев вполне справился с непростым материалом – пьесой Жан-Люка Лагарса "Я была в доме и ждала".

Фото: mayakovsky.ru

Главные, ударные премьеры Гоголь-центра заслужили внимания к себе, и это не только "Машина Мюллер", притягивающая публику "обнаженными перформерами", но и занятное "Кому на Руси жить хорошо" по Некрасову, куда более совершенное по форме сочинение "Кафка" по пьесе Валерия Печейкина, а также поэтический перформанс Максима Диденко "Сестра моя – жизнь" по Пастернаку.

Второй режиссерский опыт Александра Молочникова, "Бунтари" в МХТ, на мой взгляд оказался удачнее первого, хотя эстетически выполнен в том же ключе отвязного, нарочито "инфантильного" кабаре. Противоположный по стилю, но тоже в своем роде "молодежный" спектакль – "Гроза" Уланбека Баялиева на малой сцене театра Вахтангова, замечательный прежде всего двумя исключительными женскими ролями: Евгения Крегжде сыграла Катерину, Ольга Тумайкина – Кабанову-старшую, которую в тумайкинском воплощении язык не поворачивается назвать по школьной привычке Кабанихой.

Фото: facebook.com/Praktika

И нельзя не вспомнить, конечно, про Ивана Вырыпаева, который успел в начале сезона поставить в "Практике" моментально ставшие хитом (билеты дорогущие и их не достать!) "Невыносимо долгие объятия", а под занавес уже на основной сцене МХТ вырыпаевскую пьесу "Dreamwоrks Мечтасбывается" осуществил Виктор Рыжаков. Кроме того, в рамках фестиваля "Любимовка" была прочитана самим Вырыпаевым еще одна его новинка – комедия "Солнечная линия", а надо сказать, что именно в авторской читке вырыпаевские тексты зачастую раскрываются с максимальной полнотой, и во всяком случае такое количество новых названий от Вырыпаева за сезон позволяет думать, что несмотря на смену места жительства и рода деятельности (в Польше он уже успел поставить оперу!), он не исчезнет из московского театрального контекста.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика