Фото: m24.ru/ Галина Фесенко
В Театре имени Вахтангова прошла XXIV церемония награждения театральной премией "Хрустальная Турандот".
В этом году учредители премии решили отступить от традиции и в двух номинациях вручили по два приза. Так, два режиссера получили хрустальную статуэтку – Сергей Женовач за спектакль "Самоубийца" и Алексей Бородин, поставивший в РАМТе "Нюрнберг".
Людмила Максакова, актриса Театра имени Вахтангова, которой выпало вручать "Турандот" Сергею Женовачу, говорила о студенческих годах мэтра: "Я прекрасно помню спектакль "Владимир третьей степени". Знаменитый танец слуг до сих пор для меня остается какой-то яркой вспышкой – ты тогда еще начинал как мастер, и это был твой диплом. Потом ты поставил столько великолепных спектаклей! И я испытываю огромную радость, что в Москве есть замечательная Студия театрального искусства, где можно поговорить об энергии заблуждения. Мне хочется пожелать, чтобы твоя трепетная интонация всегда звучала в нашем многонаселённом и шумном городе".
Фото: m24.ru/Галина Фесенко
Аналогичная ситуация – два приза в одной номинации – произошла с "Лучшей мужской ролью". "Турандот" получили актеры разных поколений – Олег Табаков, сыгравший умирающего королевского ювелира, и Игорь Миркурбанов, в чьей копилке два месяца назад появилась "Золотая маска". В этот раз статуэткой отмечена его работа в спектакле по произведениям Венедикта Ерофеева "Вальпургиева ночь", осуществленная Марком Захаровым на сцене "Ленкома".
Фотогалерея
Награждение сопровождалось настоящими бенефисными выступлениями. Кама Гинкас, вручавший приз Олегу Табакову, вспомнил историю, которая произошла во время гастролей "Табакерки" в Штатах: "У нас был спектакль "Комната смеха". Мы его повезли в Бостон на конкурс молодых авторов. Это история про одного сумасшедшего старика, живущего в постсоветском пространстве. Он существовал в большом железном ящике и выглядывал в маленькое окошко. В какой-то момент эта комната начинает двигаться, и, как мне казалось как режиссеру, это было страшно и трагично. А бостонский зритель хохочет и аплодирует, потому что увидел в окошке Олега Павловича. Дальше перейти на трагические нотки было очень сложно. После спектакля – дискуссия. На нее пришли пятьсот человек. Кто-то встает и говорит: "Олег Павлович, скажите что-нибудь голосом Матроскина". Я со своим плохим характером взбесился на такой вопрос, но еще больше взбесился на Олега Павловича, потому что он подошел к микрофону и сказал пару слов голосом этого персонажа. Думаю – что же это такое! Мы показали трагический спектакль, а публике плевать! И только потом я понял – в зале был иммигранты. И для них кот Матроскин – это Родина.
Еще один пример. 1991 год. Танки в Москве. Пустая Тверская. Я иду по направлению к Художественному театру, и там, в Камергерском, тоже стоят танки. Из них выглядывают 18-летние испуганные мальчишки. Видимо, им придется стрелять в нас. И вдруг я слышу голос Олега Павловича – он стоит на подоконнике в окне третьего этажа. "Ребята, а из какого вы города?", - спрашивает он. Танкисты поднимают головы, смотрят на него, и им становится легко. Спасибо, Олег Павлович, за мудрость!"
Фото: m24.ru/Галина Фесенко
Игорь Миркурбанов, получив "Турандот", в свою очередь поблагодарил Марка Захарова: "В каждом спектакле есть несколько подлинных, настоящих мгновений. Они дают любому актеру основания считать прошедший день нужным, осмысленным. В этом спектакле много таких драгоценных секунд. Там у Александры Захаровой есть прекрасные слова: "Только нежная идея переживет железные обручи. Порвутся рельсы, сломаются машины, а то, что человеку плачется при угрозе вечной разлуки, это никогда не порвется". Этот спектакль сделан человеком дерзким, отважным, молодым, моим учителем. Для меня было огромной радостью и счастьем встретиться с Марком Анатольевичем в этой работе после стольких лет! И этот спектакль, вне всяких сомнений, сделан человеком, который верит в нежную идею".
У лучшей актрисы конкурентов не было – Мария Миронова получила "Турандот" за роль Марины Мнишек в ленкомовском "Борисе Годунове". "Спасибо Захарову за то, что пригласил к нам в труппу таких талантливых людей как Константин Богомолов, Игорь Миркурбанов, Виктор Вержбицкий, - сказала Миронова. – Я долго думала, как охарактеризовать наш творческий процесс с Богомоловым, и поняла, что это потрясающая радость, свобода, концептуальность того, что он делает, простота, удивительная легкость на протяжении всех репетиций. В тот момент, когда мы плавно подошли к выпуску спектакля, я испугалась, потому что все было так просто, легко и радостно, без волнений и творческих мук. Так вот, муки так и не пришли, а радость осталась. Спасибо вам за легкость!"
Фото: m24.ru/Галина Фесенко
Сам худрук Ленкома вышел на сцену, чтобы получить "Турандот" за лучший спектакль сезона, "Вальпургиеву ночь". Режиссера поздравляли Михаил Жванецкий и Николай Сванидзе. "Это общий приз, а не орден, который можно надеть, даже если четыре степени, - отметил писатель-сатирик. – Это приз за все – от того Ленинского комсомола до Ленкома. Мне хочется закончить чем-то веселым. Марк Анатольевич, когда ты придешь к врачу и скажешь, что у тебя головная боль и шум в ушах, и спросишь – "Доктор, это давление или старость?" "Нет, Марк Анатольевич, – скажет доктор. – Это аплодисменты. Бурные, несмолкаемые аплодисменты".
Фото: m24.ru/Галина Фесенко
Захаров, последовав примеру коллег, тоже рассказал историю из практики: "Я поверил, что я – действительно режиссер, когда однажды, при постановке "Женитьбы", возник один инцидент. Это было на гастролях. Там есть сцена, когда все женихи уходили, и раздавались аплодисменты. Потом появлялся Леонид Броневой и говорил свахе: "Я это так не оставлю! Я в полицию заявлю". И уходил за кулисы. Зал молчал. На втором спектакле он ко мне обратился совершенно растерянный: "Как я могу уходить без аплодисментов?" И тогда я решился на хитрый ход, который принес мне мой девиз в жизни. Я его очень храню и повторяю. Его подарил один пьяненький, но тихий зритель, который сидел в первом ряду. Мы долго думали, выводить его или оставить. Он не мешал, следил за сюжетом. "Леонид Сергеевич, вы скажете: "Я на тебя заявлю в полицию", потом подойдете к двери, поднимете гордо голову и скажете: "Все! Иду в полицию!". Мы решили так действовать. Результат – гром аплодисментов. И как только он это сказал, вдруг проснулся пьяненький зритель: "Тебе это надо?" Я часто задаю себе такой вопрос, например, когда поступает какой-то звонок об интервью или коллективном письме. Повторяю себе эту мудрую присказку – оно тебе надо?"
Почетного приза "За долголетнее и доблестное служение театру" удостоена народная артистка России, художественный руководитель Московского театра Музыки и Поэзии – Елена Камбурова. "Хрустальную Турандот" она получала из рук режиссера Сергея Урсуляка и актрисы Театра сатиры Веры Васильевой.
Фото: m24.ru/Галина Фесенко
Впервые в истории премии учредители решили особо отметить музыкальное оформление спектакля. Эта статуэтка также досталась спектаклю театра Камбуровой "Тишина за Рогожской заставою".
Александр Боровский, единственный отсутствующий лауреат, награжден призом "За лучшую сценографию" ("Самоубийца", Студия театрального искусства).