Театр имени Ермоловой открывает свой 92-й сезон. Художественный руководитель и директор театра Олег Меньшиков объяснил m24.ru, почему не состоялась премьера "Макбет", поделился планами на новый сезон и рассказал о своем отношении к артистам театра, которые снимаются в кино.
О сложностях с Шекспиром
Фото: m24.ru/Юлия Иванко
Я хочу доходчиво и понятно объяснить, в каком положении оказался театр в прошлом сезоне. Я имею в виду ситуацию со спектаклем "Макбет" по Шекспиру. Это была целая драматическая история. Молодые режиссеры, которых я сам и пригласил, оказались совершенно беспомощными перед этим материалом. Пьеса была не разобрана, свет оказался до такой степени бездарным, что мы его даже продать не можем сейчас, он висит мертвым грузом.
При этом были потрачены большие внебюджетные деньги – пять миллионов рублей. Это средства, которые я лично доставал.
Конечно, конструкция была придумана талантливо, но смотреть спектакль было невозможно, и все это стало окончательно понятно за месяц до назначенной премьеры. Я попрощался с режиссерской группой, которая должна была делать этот спектакль, потом я думал, что я сделаю его быстро. Но быстро с Шекспиром не получается.
А отмена одной премьеры влечет за собой отмену и других. Но, слава богу, мы выправились. Есть замечательный показатель – 94 процента продаж билетов. Для московского театра это очень хорошо.
О премьерах нового сезона
Фото: m24.ru/Юлия Иванко
В новом сезоне у нас две премьеры: "Утиная охота" и "Макбет", работа над которым продолжается. Я вообще воспринимаю ситуацию с "Макбетом" как вызов, как личный вызов себе. А я не привык уступать, я буду идти до конца. Надеюсь, что в январе мы выйдем с этим спектаклем. Конечно, он будет необычным (хотя сейчас нет обычных спектаклей, они все необычные). Думаю, что какой-то правильный ключик к пониманию, что такое Шекспир, и что такое "высокая трагедия", мы нашли. Ведь когда я смотрю спектакль, я хочу увидеть, что такое великая трагедия, а не семейная драма.
Мне кажется, что мы продвигаемся в этом направлении.
28 октября мы представим обновленный спектакль "Самая большая маленькая драма", в котором партнером народного артиста СССР Владимира Андревва станет народный артист России Александр Михайлов (Валентин Гафт, к сожалению, играть не сможет по причине болезни).
Еще у меня есть сюрприз – возможно, весной будет премьера одного нового спектакля на Большой сцене. Есть идеи, есть варианты, но полный список готовящихся постановок я объявлять не буду.
О том, как нужно выбирать молодых режиссеров
Фото: m24.ru/Юлия Иванко
Отбор названий и прежде всего режиссуры у нас будет качественно изменен. Принцип "а порежессировать не хотите ли" отменяется. Нужно сказать, что 14 приглашенных режиссеров за пять лет – это не мало, 20 с лишним спектаклей за те же пять лет – это очень хорошо. Нам нужно было наполнить репертуаром новую сцену, поменять репертуар Большой сцены – мы все это сделали. Я ни в коем случае не предлагаю останавливаться. Но предлагаю, как говорил Жванецкий, "тщательней": тщательнее будем выбирать.
Абсолютно невозможно расписать на бумаге критерии "какой режиссер подходит". Ты сидишь, разговариваешь с ним и только тогда понимаешь: "Вот он может что-то сделать". Конечно, ты можешь спокойно ошибиться. Но я всегда призываю не бояться ошибок. Потому что их не бывает.
О читках любимых фильмов
Мы продолжим наш эксперимент "Кино на сцене". Кроме того, мы решили шире использовать возможности нашего театра. Мы представим проект "+1" – это новый формат встреч звезд со зрителями.
Два известных человека будут брать интервью друг у друга. Темой может стать показ фильма, новый спектакль, либо артисты захотят почитать стихи, попеть романсы – все вольно. Зрители, кстати, смогут задавать вопросы. Такие встречи будут устраиваться, скажем, два раза в месяц.
Об артистах, которые снимаются в кино
Фото: m24.ru/Юлия Иванко
Я замечательно отношусь к артистам, которые снимаются в кино. А как им сейчас можно сказать: "Перестань сниматься!". Как такое можно сказать, например, Александру Петрову, Кристине Асмус или Даше Мельниковой? Конечно, это глупость, и актеру театра нельзя запретить сниматься в кино.
Вот у нас в театральном училище сниматься в кино было запрещено. Лично я начал сниматься с третьего курса, и мой художественный руководитель меня отпускал вопреки всем запретам. Я беру с него пример, всегда всех отпускаю, иногда мы даже подстраиваем репертуар. Нет, мы не идем на поводу. Просто они сами для себя определили, что театр – это главное, об этом они, собственно, объявляют съемочной группе.
Так что все, как и было. Просто "кина" стало больше. Оно стало не лучше, но его стало больше.