Американское аэрокосмическое агентство НАСА упрекнуло Россию в недостаточной надежности российских космических кораблей "Союз МС-02″. Со слов представителя ведомства, бывшего астронавта Томаса Стаффорда, в апреле 2017 года во время возвращения пилотируемой капсулы на Землю на высоте 8 км произошла разгерметизация кабины спускаемого аппарата. Военный обозреватель портала Москва 24 Александр Степанов попробовал разобраться в причинах произошедшего и в том, почему заявление НАСА прозвучало именно сейчас − спустя полгода после инцидента.
Фото: ТАСС/Сергей Савостьянов
18 октября “Роскосмос” подтвердил инцидент на борту спускаемого аппарата. 10 апреля 2017 года во время спуска корабля "Союз МС-02″ с американским астронавтом Шейном Кимброу и космонавтами Сергеем Рыжиковым и Андреем Борисенко скоба парашюта ударила по сварному шву капсулы, через образовавшуюся трещину часть воздуха вышла из кабины, приборы зафиксировали падение давления. Произошедшее назвали случайностью и заверили, что подобное впредь не повторится. Но заявление “Роскосмоса” не смогло умерить панику, поднятую в американских СМИ: российские корабли ненадежны — главный месседж, который был успешно донесен до широкой аудитории. Того, видимо, и добивались.
Трамп рвется к Луне
В начале октября в США на первом заседании недавно воссозданного американского Национального совета по космосу вице-президент Майкл Пенс заявил, что администрация Дональда Трампа намерена возобновить Лунную программу. "Мы вернем наших астронавтов на Луну, с тем чтобы заложить основу для того, чтобы вести исследования Марса и в дальнем космосе", − сказал вице-президент. Американских экспертов это заявление немало озадачило: по последним оценкам НАСА, возобновление Лунной программы обойдется США как минимум в 100 млрд долларов, притом что в 2017 году госфинансирование агентства составило лишь 19,3 млрд. Как видно, надежды на то, что деньги на Луну удастся выкроить за счет оптимизации расходов внутри НАСА, нет никакой. Скептически американские эксперты относятся к перспективам частно-государственного партнерства на лунном поприще. Крупнейшие коммерческие игроки на рынке, такие как SpaceX и Blue Orgin, еще слишком далеки от создания тяжелых ракет, поэтому НАСА вряд ли рискнет инвестировать в них десятки миллиардов долларов. Так при чем же здесь российский корабль "Союз", ставший для американцев вдруг ненадежным?
Фото: АР/NASA/Marshall Space Flight Center
Дело в том, что американские лунные амбиции напрямую связаны с программой создания нового американского пилотируемого корабля Orion и тяжелой ракеты-носителя SLS к нему. Помимо полетов на околоземной орбите, в том числе и к МКС, Orion рассматривается как перспективный лунный и даже марсианский корабль. В варианте полета к МКС он сможет доставлять на орбиту сразу шесть астронавтов, в лунной версии способен взять на борт четырех членов экипажа. Несмотря на то что в США сегодня разрабатываются еще два пилотируемых корабля − Dragon V2 компании SpaceX и CST-100 (Starliner) компании Boeing, − Orion, судя по всему, рассматривается как наиболее близкое к реализации средство доставки астронавтов на орбиту. Так, в конце сентября 2017 года директор по пилотируемым программам "Роскосмоса" Сергей Крикалев сообщил, что ведомство ведет переговоры с НАСА о брони мест для российских космонавтов именно на "Орионе".
"Ориону" не хватает денег
Однако, несмотря на то, что к концу 2018 года инвестиции в проект составят порядка 23 млрд долларов, американская мечта о собственном пилотируемом корабле пока еще далека от воплощения в реальности. Первый пилотируемый полет "Ориона" должен был состояться еще в 2014 году, затем дату сместили на 2018 год. Теперь, по самым оптимистичным оценкам НАСА, Orion доставит астронавтов в космос в 2021 году, хотя правительственная комиссия оценила такую вероятность в 40%. Главной проблемой, тормозящей проект, в НАСА называют недостаточное финансирование. "Низкие денежные резервы ограничивают гибкость программы и не позволяют покрывать затраты и издержки, вызванные непредвиденными сложностями", − оправдываются в американском космическом ведомстве.
Поэтому заявления о недостаточной надежности российских кораблей, на которых американцы вынуждены сегодня летать на МКС, в цепи последних событий выглядят вполне логичными. Администрация Трампа и НАСА крайне заинтересованы в форсировании работ по программе Orion, на что, естественно, потребуются мощные финансовые влияния. Как заставить конгрессменов поверить в необходимость дополнительных расходов? Лучший способ − убедить их в том, что на российских кораблях летать в космос становится попросту опасно.