Фото: m24.ru/Михаил Сипко
Движение поездов планируется ускорить на некоторых маршрутах из Москвы и Санкт-Петербурга в рамках проекта "Ветер". Об этом говорится в документации ОАО "Центральная пассажирская компания".
В рамках эксперимента планируется выбрать 15 маршрутов и оценить возможность сокращения времени в пути. Например, поезд Москва – Кострома, который сейчас идет более 6 часов, планируют ускорить до 4,5 часа, а Москва – Чебоксары с 13 до 8,5 часа соответственно.
"Планируется разработать производственно-технологическую модель проекта "Ветер". В рамках проекта предполагается оценить возможности по ускорению поездов (сокращению времени поездов в пути следования) на предполагаемых для реализации проекта маршрутах", – отмечается в проекте.
Всего в качестве пилотного проекта планируется рассмотреть 15 маршрутов, причем два из них будут из Санкт-Петербурга, остальные – из Москвы.
Планируемое время в пути для пилотных маршрутов из столицы:
- Москва – Ярославль (3 часа 12 минут);
- Москва – Кострома (4 часа 30 минут);
- Москва – Брянск (4 часа 18 минут);
- Москва – Смоленск (4 часа 30 минут);
- Москва – Нижний Новгород (3 часа 42 минуты);
- Москва – Тамбов (5 часов);
- Москва – Череповец (6 часов 54 минуты);
- Москва – Саранск (7 часов);
- Москва – Псков (8 часов 54 минуты);
- Москва – Белгород (7 часов 42 минут);
- Москва – Пенза, через Рузаевку (8 часов 18 минут);
- Москва – Чебоксары (8 часов 30 минут);
- Москва – Казань (8 часов 48 минут);
- Санкт Петербург – Петрозаводск (4 часа 36 минут);
- Санкт Петербург – Вологда (6 часов 48 минут).
В пресс-службе ЦППК не смогли предоставить m24.ru оперативного комментария.
В 2020 году собираются запустить скоростную магистраль Москва – Казань. Протяженность линии составит 770 километров, дорога пройдет по территории семи субъектов России. Весь путь займет не более 3,5 часа. В целом планируется более чем в четыре раза увеличить сеть высокоскоростных магистралей и продлить скоростной коридор до Китая.
Эксперт-аналитик Европейского железнодорожного агентства (ERA) Роман Мюнге не уверен, что проект ускорения поездов дойдет до реализации. "Большое время поезда в пути связано с необходимостью выдерживать график движения, а он заложен с очень большим резервом, поэтому на некоторых участках состав идет со скоростью 50 километров в час. Железнодорожная инфраструктура находится в таком состоянии, что по одним и тем же путям ходят и пригородные пассажирские поезда, и грузовые. На узловых станциях они постоянно друг другу мешают, – пояснил он. – Скорее всего, реализация проекта не продвинется дальше аналитики".
По его словам, увеличить скорость поездов в другие регионы можно только за счет пригородных электричек, которые станут пропускать экспрессы, а также – за счет снижения грузооборота на узловых станциях. "На восьмичасовом маршруте вытянуть примерно полтора часа – не проблема, но это поставит к стенке и создаст кучку неудобств электричкам в Подмосковье и в Ленинградской области", – отметил Мюнге.
Ссылки по теме
- В Петербурге и Калининграде могут появиться аналоги МЦК
- Вокзалы скоростной магистрали Москва – Казань оформят в космическом стиле
- В РЖД закупят более 150 "Ласточек"
Председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков рассказал, что ускоренные поезда уже появляются в рамках проекта Федеральной пассажирской компании (ФПК) "Дневные поезда". "Мы видим успех программы дневных экспрессов, когда в сегменте традиционных перевозок пассажиропоток падает, а в сегменте дневных ускоренных маршрутов в сидячем вагоне, наоборот, растет. Программа сейчас запущена по маршрутам Москва – Курск, Москва – Воронеж и другим, – пояснил эксперт. – Маршруты Москва – Кострома и Москва – Чебоксары также будут востребованы".
По его словам, железнодорожные маршруты на расстоянии 500–600 километров вполне конкурируют с другими видами транспорта: автобусом и даже с самолетом. "Например, в Кострому самолетов нет вообще и в Чебоксары не так много рейсов, – подчеркнул Янков. – На маршрутах больше трех тысяч километров пассажиропоток все равно будет падать, потому что там люди в основном летают самолетами".
Янков добавил, что уменьшить время поездов в пути можно за счет увеличения скорости составов. Сейчас предельная скорость для обычного пассажирского поезда 140 километров в час. "Реальная же скорость бывает 80–100 километров в час, потому что им нужно пропускать много грузовых поездов или из-за ремонта путей. Всегда есть резерв во времени, и ускориться с 6 часов до 5 часов – это реально практически везде. Не делая больших вложений можно увеличить скорость на 10–20 процентов, – заключил собеседник m24.ru. – Могут быть проблемы с графиком электричек, но только в московской и питерской пригородных зонах. Когда поезд выедет за пределы пригородной зоны, то дальше сложностей не будет".
Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 45 процентов россиян предпочитают путешествовать на поездах, еще 9 процентов на скоростных составах "Сапсана" и "Ласточки". При этом почти половина путешественников, которые пользовались поездами в последний год, отмечают положительные изменения в отрасли. 72 процента россиян и вовсе довольны условиями пассажироперевозок на железнодорожном транспорте. Для комфорта пассажиров РЖД планирует приобрести 232 вагона пригородных электричек и 500 локомотивов российского производства, в том числе более 150 вагонов типа "Ласточка". Кроме того, перевозчик разработал специальное мобильное приложения для покупки билетов на дальние расстояния.