Новости

Новости

04 сентября 2018, 00:05

Город

Как в Москве управляют движением электричек

Когда автобус заменяет электричку, кто координирует работу билетных касс и как лоси влияют на расписание пригородных поездов? Специальный корреспондент портала Москва 24 отправился за ответами на эти вопросы в диспетчерский центр Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК).

Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

Сломался холодильник, испортился недельный запас пельменей. Сосед сверху опять залил ванну. Кот продолжает драть обои и портить мебель. Отпуск всего через две недели. Яблок в этом году уродилось особенно много. На работе обещали повышение. Да еще жарко, холодно, противный мелкий дождик – сотни мыслей, житейских неурядиц и ожиданий занимают умы москвичей по пути на станцию.

Но единственное, что в утренний час по-настоящему нужно пассажирам, – это чтобы электричка пришла вовремя. Ведь многие привыкают жить по железнодорожному расписанию и выходят из дома ровно к прибытию своего поезда на платформу. И, конечно, немногие задумываются, кто и откуда управляет пригородными электропоездами.

Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

Поэтому сегодня мы пришли в диспетчерский ситуационно-аналитический центр или просто – САЦ. Центральная пригородная пассажирская компания обслуживает 91,4% железнодорожных перевозок Московского транспортного узла, и все их поезда управляются отсюда. Здесь – главный нервный узел компании. А перед нами стоит глава САЦ – начальник диспетчерского центра Александр Ковалёв.

Едва поздоровавшись и пригласив внутрь, он тут же извиняется и отходит в сторону – звонит мобильный телефон. Пару минут спустя наш спикер возвращается и поясняет, что у одного из поездов произошли технические неполадки, поэтому его нужно снимать с маршрута, а взамен запускать компенсационный автобус.

Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

"Здесь есть два варианта: либо автобус заказываем под конкретные временные рамки – как, например, сейчас, когда речь не идет о глобальных перевозках. Либо устраивается закольцованный маршрут, по которому автобусы ходят постоянно в течение всего дня и отправляются по заполнению салона. Это применяется на более нагруженных направлениях", – объяснил он.

Далее следует череда звонков, когда Александр Ковалёв пытается выяснить, где именно находится поезд и до какой станции он сможет доехать. Параллельно он договаривается с автоколонной, чтобы выделили транспорт.

Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

И в таком духе – каждый день. Утро начинается с просмотра сводного отчета и планирования. Пассажиропоток на всех направлениях уже известен и в определенной степени даже прогнозируем. Поэтому, зная о важных моментах, которые предстоят, можно заранее перераспределить потоки так, чтобы поезда шли без задержек.

"Традиционно нагрузка возрастает во время массовых мероприятий, например, авиасалон МАКС в Жуковском или форум "Армия" в Кубинке. Ну и так называемые "выездные дни" – это вечер пятницы и канун любого праздника, когда много пассажиров стремится куда-то уехать. Летом, наоборот, пассажиропоток стихает, потому что многие в отпусках или на дачах", – отмечает Ковалёв.

Диспетчеры САЦ дежурят круглосуточно. При этом часть смены находится в самом центре, а один сотрудник размещается в таком же "нервном узле" РЖД. Благодаря этому координация между перевозчиками происходит быстрее – и любую нештатную ситуацию удается разрешить весьма оперативно. Что, конечно, улучшает комфорт пассажиров.

Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

А случиться может, в принципе, что угодно. Список нештатных сценариев достаточно широк, рассказывает нам Александр Ковалёв.

"Со всего полигона компании к нам стекаются данные обо всем: все инциденты, отклонения в работе. От одной неработающей билетной кассы на станции – до вопросов транспортной безопасности. Когда, например, сотрудники или пассажиры находят подозрительный бесхозный предмет", – подчеркнул он.

Каждое сообщение нужно обработать и принять решение. Что-то операторы могут сделать сами, где-то нужно подключиться их начальнику. Но случаи бывают разные. И если при обрыве контактного провода или препятствии на путях примерные сроки устранения проблемы можно прикинуть, то есть ситуации совершенно непредсказуемые и труднопрогнозируемые.

Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

Так, график движения может сбиться не только из-за поломки подвижного состава или неисправностей железнодорожной инфраструктуры. Часто причиной задержки поезда может быть воздействие извне. Иногда доходит до комичного: не инопланетяне, конечно, захватывают вашу электричку – но нечто, почти столь же невероятное.

"Бывает так, что машинист замечает корову, которая лежит на путях. Ему приходится останавливаться, сигналить и ждать, пока животное уйдет. К сожалению, никуда от этого не деться. А однажды был случай, когда лось шел по железнодорожному полотну перед электропоездом и не хотел уходить. Так продолжалось минут 20", – заключает собеседник портала Москва 24.

Произойти может что угодно: от сонного животного до урагана, который повалит на пути сухое дерево. Но в любой ситуации нужно, чтобы все ответственные службы реагировали быстро и вовремя координировали работу между собой. Задача непростая и довольно ответственная – но в САЦ всегда все под контролем.

Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

В режиме онлайн операторы могут видеть любой поезд на московском полигоне: на какой он станции, куда идет, с какой скоростью и укладывается ли в расписание. Пассажиры не должны испытывать дискомфорта – им всего лишь нужно попасть в пункт назначения. А потому за огромным множеством поездов нужен глаз да глаз.

Мы с фотографом больше не отвлекаем диспетчеров и направляемся к платформе Каланчевская, она тут неподалеку. Кстати, через 10 минут оттуда отходит электричка, на которой так удобно добраться до редакции! Хорошо, что внутри МКАДа лоси встречаются крайне редко.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика