Фото: ИТАР-ТАСС
Московские власти определили размер платы за установление сервитута – ограничения прав на пользование землей, если она необходима для размещения административных зданий, дорог и ТПУ, сообщил M24.ru глава департамента городского имущества Владимир Ефимов. Речь идет об участках в Новой Москве, находящихся в городской или неразграниченной собственности.
Согласно проекту постановления правительства Москвы, за установление сервитута власти заплатят арендатору участка сумму, равную его ежегодной аренде, но не менее 0,1% от кадастровой стоимости и не более 3%. Если участок передан в постоянное или безвозмездное срочное пользование, а также в пожизненное владение, его правообладателю будут выплачивать 0,1% от кадастровой стоимости. Предполагается, что деньги от государства арендаторы и владельцы земель будут получать ежеквартально. "Правительством Москвы ведется планомерная работа по освоению присоединенных территорий, - пояснил Владимир Ефимов. – Город в некоторых случаях прибегает к процедуре изъятия земельных участков. Федеральное законодательство предполагает и альтернативный подход. Речь идет об установлении ограничения – сервитута – на необходимые городу территории для размещения, например, транспортно-пересадочных узлов". Когда ставки оплаты сервитута вступят в силу – пока не решено.
Пресс-секретарь департамента развития новых территорий Андрей Барковский отметил, что пока в собственности города находится совсем не много участков в Новой Москве. "В основном там федеральные и частные земли. Однако сейчас фонд РЖС совместно с департаментом имущества рассматривают 413 участков, которые могут перейти от федерации в собственность Москвы", – пояснил Барковский. По его словам, около 80 участков уже одобрено для передачи.
Напомним, что в апреле этого года вступил в силу закон об упрощенном изъятии земель в Новой Москве. Документ сокращает срок оповещения об изъятии участка для госнужд с 1 года до 2 месяцев. На заключение соглашения с собственником отводится еще 3 месяца. Облегченный порядок изъятия будет действовать до 1 января 2020 года. Этот же федеральный закон определяет и порядок установления сервитута на земли присоединенных территорий. Так как сервитут - это временное изъятие, хотя он и может продлеваться каждые пять лет, использовать эту форму ограничения можно лишь для вспомогательных нужд, а не для строительства на конкретном участке здания или дороги. Так, на землях с установленным сервитутом можно, к примеру, проводить изыскательские работы, организовывать проезд и стоянку спецтехники, прокладку коммуникаций или посадку деревьев – такая деятельность позволит арендатору после снятия сервитута вновь использовать землю.
Между тем, по словам аналитика независимого агентства "Инвесткафе" Игоря Арнаутова, так как ставки оплаты сервитута разработаны для земель, принадлежащих городу, Москва может начать на них любое строительство. Эти участки все равно, скорее всего, не вернутся к арендатору. Власти будут оплачивать сервитут до окончания срока аренды, а потом оставят земли себе. Арнаутов добавил, что сервитут может быть актуален для некоторых уже строящихся объектов транспортной инфраструктуры на присоединенных территориях. В качестве примера он назвал строительство подъездных путей к Инновационному центру "Сколково".
Муниципальный депутат Таганского района, руководитель компании "Земельных дел контора" Илья Свиридов отметил, что сервитут позволит городу не изымать у арендаторов участки земли, которые не нужны непосредственно для строительства объектов. "Часто бывает так, что прилегающие к строительству развязки участки необходимы для размещения техники или прокладки коммуникаций. При этом изымать их навсегда нет смысла, вот здесь и нужен сервитут", - пояснил Свиридов.
По словам эксперта, ставки платы за установление сервитута, разработанные властями, справедливы. "Город не должен переплачивать за собственную землю", - сказал эксперт.
Генеральный директор компании "Геодевелопмент" Максим Лещев полагает, что Москва не будет возводить на обремененных сервитутом землях капитальные строения. "Скорее всего, этот инструмент будут использовать для транспортных проектов, таких, как прокладка новых линий метро и железных дорог", − пояснил эксперт. Лещев полагает, что для строительства крупных проектов федерального значения город в большей степени будет использовать в основном изъятие земель.
Дарья Миронова