В столичном метро возят пассажиров 25 поездов "Москва". И разработчики из "Трансмашхолдинга" уже работают над усовершенствованной версией поезда с вагонами-трансформерами, креплениями для самокатов и системой оповещения о загруженности вагонов. Что еще будет в метро будущего, рассказал порталу Москва 24 коммерческий директор по развитию городского транспорта ЗАО "Трансмашхолдинг" Андрей Васильев.
Фото: портал Москва 24/Михаил Сипко
Вагоны-трансформеры с откидными сиденьями
– Разрабатывает ли "Трансмашхолдинг" вагоны метро, которые можно будет трансформировать для увеличения вместимости? Например, со складывающимися сиденьями?
– Некоторые вагоны мы будем делать с возможным изменением геометрии, но не самого вагона, конечно, а конструкции сидений. В час пик, вполне возможно, будет предусмотрено увеличение количества стоячих мест за счет уменьшения сидячих. Мы постоянно над этим работаем вместе с департаментом транспорта Москвы, потому что наша общая задача – перевезти как можно большее количество людей как можно в более комфортных условиях.
– А на какое количество пассажиров могут увеличиваться такие вагоны?
– Я полагаю, что количество пассажиров за счет этого может увеличиться на 15−20%. Конечно, не все сиденья в вагоне будут складными, какое-то количество сидячих мест останется, потому что количество людей влияет на нагрузку самого подвижного состава. Это больший вес, это другие настройки устройств, которые занимаются амортизацией, тормозами, тягой, а также это целый набор других параметров.
Фото: портал Москва 24/Андрей Перечицкий
– Будут ли в вагонах так называемые полусидячие места, к которым можно будет прислониться?
– Да, конечно. Мы планируем использовать подобную технологию. Скорее всего, сиденье в сложенном состоянии будет представлять собой некий элемент, к которому можно прислониться, чтобы было удобно ехать. Конечно же, мы все эти тренды рассматриваем и будем их, безусловно, исследовать.
– Получается, что это наработки по новым моделям вагонов метро, которые будут в дальнейшем ездить в столичном метрополитене?
– Это лишь некоторые элементы трансформации пространства внутри поезда "Москва" следующих лет поставок. Мы над этим постоянно работаем. Естественно, эти наработки лягут в основу будущего поколения вагонов столичного метро.
Крепления для самокатов и места для инвалидов в метро
– Будут ли в вагонах какие-то приспособления для людей, которые перевозят самокаты, гироскутеры и подобные средства передвижения?
– Мы планируем создание в некоторых вагонах универсального пространства, где вообще не будет никаких сидений: там будет можно расположиться с крупногабаритным багажом либо с какими-то разрешенными к перевозке в метрополитене техническими средствами. Также мы пробуем различные варианты универсального крепления для них, но вещей, которые люди возят в метро, так много, что придумать что-то, что удовлетворяло бы всех, чрезвычайно тяжело.
Фото: портал Москва 24/Михаил Сипко
– Планирует ли “Трансмашхолдинг” создавать отдельные вагоны, например, для маломобильных групп граждан?
– Делать отдельные вагоны для маломобильных граждан мы считаем нецелесообразным по целому ряду причин. Прежде чем человек на инвалидной коляске попадает в поезд, он должен преодолеть и вход в метрополитен, и каким-то образом спуститься на платформу, и здесь его ожидает достаточно большое количество препятствий. Я знаю, что московский метрополитен достаточно активно над этим работает, и мы как ответственные за подвижной состав тоже не отстаем. На сегодняшний день у нас организована зона для маломобильных пассажиров в головных вагонах, рядом с машинистом. Есть сотрудник метрополитена, который всегда поможет.
Чисто с технической и технологической точки зрения мы можем сделать любой вагон, это не очень сложно. Но здесь скорее нужно воспринимать метрополитен как систему, где поезд – лишь элемент этой системы. Соответственно, если у нас будет большое количество маломобильных пассажиров, мы с этой задачей вместе с метрополитеном справимся вместе с Метрополитеном. С точки зрения подвижного состава она решается проще всего.
– В том числе это относится, кстати, к молодым мамам, которые едут с колясками.
– Разумеется. Как раз те места, которые мы собираемся делать без сидений, например, для крупногабаритного багажа, самокатов, гироскутеров. Это же касается и колясок. Конечно же, мы постоянно думаем об этом, и наша задача – безопасно в первую очередь, а вот во вторую очередь комфортно перевезти пассажиров.
Автоматический подсчет пассажиров в вагонах
Фото: портал Москва 24/Михаил Сипко
– Выступая на Форуме пассажирского транспорта, который проходил в середине октября в Санкт-Петербурге, вы говорили, что при создании новых моделей вагонов метро будете применять системы информирования о загруженности поездов, видеонаблюдения и распознавания лиц. На каком сейчас этапе эти разработки?
– Всего у нас в постоянной разработке находится более сотни различного рода инноваций в той или иной степени проработанности и новизны. Конечно же, один из мировых трендов – это подсчет пассажиров как косвенно по нагрузке на системы поезда, так и подсчет входящих и выходящих пассажиров для информации о точном количестве людей в вагоне. Эту информацию можно использовать разными способами.
Во-первых, ее можно использовать для информирования пассажиров. Как вы знаете, метропоезд "Москва" имеет сквозной проход, и можно свободно переходить из одной части поезда в другую, поэтому мы можем рекомендовать пассажирам пройти в более свободный вагон. Также мы пытаемся разработать систему, где эта информация будет передаваться на станцию прибытия поезда, для того чтобы там каким-то образом распределить людей в менее загруженные вагоны.
– То есть на самих станциях пассажирам будет видно, в каких вагонах больше всего свободного пространства?
– В каком это будет виде, пока еще сложно сказать. Мы рассматриваем различные варианты. Например, это подсветка зеленым, желтым или красным цветом самой платформы, подсветка стенки напротив платформы или какие-то боковые экраны на самом вагоне. В том числе продумываем возможность передачи информации о загруженности вагонов поезда на электронные устройства, которые есть у пассажиров. Скорее всего, будет использовано сразу несколько вариантов информирования.
Ультрафиолетовое облучение воздуха в подземке
Фото: портал Москва 24
– Расскажите про системы кондиционирования и очистки воздуха в поездах "Москва". Помогают ли они в периоды эпидемий гриппа?
– В настоящее время кондиционеры в вагонах оснащены достаточно серьезной системой фильтрации. Кроме того, все современные поезда, которые мы выпускаем, и для Москвы в частности, оборудованы обеззараживателями воздуха. Тот воздух, который прошел через кондиционер и через фильтры, дополнительно обрабатывается жестким облучением ультрафиолетовой лампы, наподобие тех, что стоят в хирургических кабинетах. Почти все микробы в результате погибают.
Поезда на автопилоте
– В метро уже тестировали систему автоведения, благодаря которой поезд ехал сам, без участия машиниста. Когда автопилот можно будет применять на постоянной основе?
– Мы совместно с правительством Москвы ставим перед собой задачу рано или поздно перейти на автоматическое управление движением вагонов метро. Я не могу сказать, что это будет завтра, хотя технологии на сегодняшний день уже позволяют это сделать. Но повторюсь, надо воспринимать метрополитен как целую систему.
Пока сложно сказать, что в существующий метрополитен можно поставить поезд, оснащенный системой автоведения, и он спокойно сможет передвигаться без машиниста, потому что такая система включает в себя огромное количество элементов, большая часть из которых находится не на самом подвижном составе, а в тоннелях, на станциях, в ситуационных центрах.
Москва как город, который следует мировым тенденциям и находится на острие этих тенденций, рано или поздно будет обладать автоматическим метрополитеном. Назвать сейчас конкретную дату я не смогу, но мы активно работаем над этим вместе с метрополитеном, проводим тесты, смотрим различные системы. Поезда без машинистов – это будущее.
Трамваи "Витязь-М" будут обновлять
Фото: ТАСС/Стоян Васев
– Не так давно вы поставили городу новые трамваи "Витязь-М", которые уже ходят по Москве. Поступили ли какие-то предложения по их улучшению?
– Совершенству нет предела, поэтому, как только вы видите какую-то новую технику на улицах Москвы, будьте уверены, что производитель подвижного состава уже работает над новой версией. "Витязь-М" − отличный трамвай, у него низкий пол, он почти не шумит, но уже сегодня мы работаем над внедрением в его конструкцию целого ряда новых решений. Как я говорил, более сотни инноваций, над которыми мы сейчас работаем, касаются всего транспорта, которым мы занимаемся, и, конечно же, трамваев в том числе.
–То есть то, что вы говорили по поводу усовершенствования вагонов метро в плане информации о загруженности, возможно и на трамвай перенести?
– Да, конечно. Загруженность – это один из элементов. Также есть и масса различного рода других инноваций. Конечно же, трамвай будет меняться и меняться в лучшую сторону.