На прошлой неделе Московская кольцевая железная дорога получила официальное название – Московское центральное кольцо (МЦК). По нему в тестовом режиме начали курсировать поезда "Ласточка". M24.ru рассказывает, какой будет новая железнодорожная ветка, что появится в транспортно-пересадочных узлах и как повлияет на москвичей главный ж/д проект начала века.
Фото: mkzd.ru
МЦК проходит вблизи Третьего транспортного кольца на юго-востоке и западе города и посередине между ТТК и МКАД на севере столицы. Кольцо включает в себя 31 станцию, на каждой из которых предусмотрены пересадки на другие виды общественного транспорта. 17 станций будут соединены с 11 линиями метро, 10 – с радиальными железнодорожными ветками. Также с электричек предусмотрены пересадки на автобусы, троллейбусы и трамваи. Добраться до новой ж/д линии можно будет и на личном транспорте: на 13 остановках оборудуют специальные автостоянки.
Главная задача дороги – сделать короче путь из одной удаленной от центра города точки в другую. Пассажирам не придется ехать до Кольцевой линии метро, чтобы добраться, допустим, от "Международной" до "Ленинского проспекта" или от "Владыкино" до "Бульвара Рокоссовского" (с открытием дороги преодоление этих отрезок будут занимать 10-12 минут вместо 28-39 соответственно). Фактически МЦК станет еще одним кольцом метро с той же системой тарифов и режимом работы – с 5:30 до 01:00, неслучайно его решили нанести на новую карту метрополитена. В часы пик электрички будут следовать с интервалами в шесть минут, в обычное время поезда придется подождать 12 минут.
Фото: m24.ru/Михаил Сипко
По оценке экспертов, запуск железной дороги должен сократить время в пути в среднем на 20 минут, разгрузить Кольцевую линию подземки на 15%, а центральные вокзалы города – на 20%.
Это наиболее очевидные, но не единственные задачи МЦК. По словам мэра столицы Сергея Собянина, запуск пассажирских перевозок по окружной дороге должен также привлечь внимание жителей и инвесторов к московским промзонам, мимо которых проходит дорога. Тем более, сейчас большинство из них облагораживают и превращают в современные кластеры с жилыми кварталами, бизнес-центрами, парками и бульварами. Кроме того, Московский центральный контур свяжет между собой зеленые зоны города: Лосиный остров, Воробьевы горы, ВДНХ, усадьбу Михалково и др.
Транспортно-пересадочные узлы
На станциях МЦК появятся современные транспортно-пересадочные узлы (ТПУ) с турникетами, кассовыми зонами, торговыми автоматами и банкоматами. По желанию москвичей в них также появятся точки Wi-Fi, розетки для зарядки гаджетов, упаковщики для зонтов, деревья в кадках, зеркала и скамейки – за эти элементы удобства выступили пользователи портала "Активный гражданин".
Каждый ТПУ строится по индивидуальному архитектурному проекту, во многих зданиях появятся места для досуга, магазины, кафе, даже офисные и торговые центры. Чтобы пассажирам было комфортно пересаживаться с одного вида транспорта на другой, на части станций проектировщики предусмотрели возможность перехода по схеме "сухие ноги" – без выхода в открытые пространства под дождь и снег. В частности, такие переходы появятся на станциях "Черкизовская", "Владыкино", "Кутузовская", "Международная" и "Ленинский проспект".
Фотогалерея
Самым крупным в Москве и России транспортно-пересадочным узлом станет "Сити" в районе делового квартала. Он свяжет МЦК со станциями метро "Выставочная", "Международная", "Деловой центр" и "Шепелиха", непосредственно небоскребами Москвы-сити и ж/д станцией "Тестовская" Смоленского направления. В составе ТПУ появится двухэтажное здание с магазинами, пешеходной и общественной зонами. Также там построят две многоуровневых подземных парковки и одну надземную – в общей сложности почти на полторы тысячи машин.
Крупный ТПУ площадью более 23 га появится на Варшавском шоссе, он расположится сразу в трех районах: Донском, Нагорном и Нагатине-Садовниках. Там будут работать пассажирские терминалы, парковки, надземные пешеходные переходы, новая платформа Павелецкого направления, а также офисный центр.
Инфраструктура всех узлов будет полностью приспособлена для людей с ограниченными возможностями: для пассажиров на колясках предусмотрены лифты, специальные подъемники, широкие турникеты и низкие окошки в кассах, а для слабовидящих пассажиров все платформы оснастят тактильной плиткой.
"Ласточки"
Перевозить пассажиров будут поезда "Ласточка" производства компании Siemens AG, выполненные в традиционной для российских железных дорог красно-серой гамме. Скоростные составы из пяти вагонов могут развивать скорость до 120 км/ч и вмещать до 1200 пассажиров.
Во всех составах будет работать Wi-Fi и система климат-контроля. Для удобства пассажиров в головных вагонах оборудованы туалеты, доступные в том числе для инвалидов. Приспособлены для маломобильных граждан и широкие входы – по три в каждом вагоне. В электричках можно будет провозить велосипеды и коляски, а ручную кладь можно будет оставить на специальных полках с розетками для подзарядки мобильных телефонов.
Каждый день по Московскому центральному кольцу будут курсировать до 120 пар скоростных поездов.
МЦК и экология
В рамках реконструкции всю дорогу электрифицируют – "Ласточки" заменят поезда на тепловозной тяге, и таким образом прекратятся вредные выбросы в столичный воздух. Кроме того, новые поезда и современные "бесшовные" пути позволят снизить уровень шума от железной дороги.Вокруг МЦК
В рамках создания Московского центрального кольца будет благоустроено более 3 тысяч га прилегающих территорий: высадят газоны и проложат пешеходные дорожки, с промзон вывезут мусор, вдоль путей установят защитные экраны, покрасят заборы, мосты и гаражи. Специалисты обновят существующие подъездные дороги и построят новые подъезды к пяти транспортно-пересадочным узлам, а также отстойно-разворотные площадки.
Регулярное движение по 54-километровому МЦК планируют запустить осенью этого года. Подробную информацию обо всех транспортно-пересадочных узлах можно узнать на сайте компании.
Назад в историю
В 1897 году император Николай II благословил строительство Московской Окружной железной дороги, которая должна была соединить основные ж/д направления города и облегчить перевозку грузов. В конкурсе победил проект инженера Рашевского, предполагавший также и пассажирские грузоперевозки. Николай II написал на титульном листе проекта: "Дорога должна иметь сообразный первопрестольной столице вид".Строительство дороги началось в 1903 году под личным присмотром московского генерал-губернатора Великого князя Сергея Александровича. Все сооружения окружной дороги решили выполнить в едином стиле – из красного кирпича с белой отделкой. Черепица для крыш закупалась в Варшаве, часы – в Швейцарии, на все станции подвели электричество, в зданиях топили с помощью голландских и русских печей – словом, отношение к проекту было самое трепетное.
Фото: mkzd.ru
Через пять лет по новой железной дороге пустили первый поезд, всего же за сутки по линии проходили четыре поезда. И если грузовые перевозки полностью оправдали себя, то пассажирские не пошли. Сначала москвичей смутила высокая цена на билеты, а в конце 20-х – начале 30-х годов в районах, где проходила окружная дорога, наладилось автобусное и трамвайное сообщение, популярность поездов упала, и в 1934 году пассажирское сообщение пришлось закрыть. Возобновить их хотели в 60-е годы, но предложение так и не было реализовано, а в конце 80-х на железной дороге решили отреставрировать исторические постройки и пустить пассажирские поезда.
Современная идея превращения дороги в скоростную трассу с пересадками на метро появилась в 2001 году.