В России могут разрешить управлять автомобилем гражданам с 17 лет. При этом вместе с подростком в салоне машины должен находиться взрослый "водитель-наставник", имеющий права. Поправки в закон "О безопасности дорожного движения" подготовили в МВД. Выясняем, безопасно ли при таком условии пускать молодых водителей за руль и не увеличится ли число аварий на дорогах.
17 мне уже
МВД России подготовило законопроект, предполагающий масштабные изменения в области подготовки автомобилистов. В частности, в ведомстве предлагают разрешить управлять автомобилем уже с 17 лет. Однако до совершеннолетия садиться за руль можно будет только в сопровождении взрослого "водителя-наставника", имеющего права соответствующей категории.
Сейчас управлять автомобилем разрешается с 18 лет, а вот сдать экзамен для получения водительских прав можно и в 17-летнем возрасте. В МВД считают, что за этот год у водителя теряются необходимые навыки и знания. Именно поэтому в ведомстве предлагают разрешить водить машину до наступления совершеннолетия. Порядок вождения, а также необходимые требования для "наставника" планируют прописать в отдельном постановлении правительства.
Кроме того, в поправках министерство предлагает допускать к вождению транспортных средств категории D (микроавтобусы и автобусы) только водителей, которые уже имеют опыт вождения не менее года. А иностранцы с удостоверениями категории С (грузовики более 3,5 тонны) или D должны будут обменять их на российские, причем это можно будет сделать после самостоятельного изучения теории и сдачи экзамена в автошколе.
Российским подросткам хотят разрешить водить машину
Также менять национальные права на российские необходимо будет водителям-иностранцам, получившим вид на жительство, или гражданам РФ, приехавшим из-за рубежа. На это им планируется давать полгода. Исключение сделают для граждан стран Евразийского экономического союза.
Также в МВД хотят ужесточить наказание за езду без прав или вождение в пьяном виде: таким водителям предлагается не выдавать права в течение года после исполнения наказания. На сегодняшний момент такие водители могут, сдав экзамен в ГИБДД, получить новые права.
Станет ли больше аварий на дорогах?
Глава Федерации автовладельцев России Максим Едрышов в беседе с Москвой 24 отметил, что предложения по снижению возраста для автомобилистов высказывались неоднократно.
"Я считаю, что на безопасность дорожного движения это не должно повлиять, потому что сейчас обучение в автошколах возможно с 16 лет. Если посмотреть на опыт других стран, то в некоторых штатах в США управление автомобилем разрешается с 14 лет, но с ограничениями. Например, запрещают езду на скоростных дорогах, на автомагистралях и в темное время суток. В этом плане я не вижу ничего плохого", – пояснил автоэксперт.
По его словам, самый сложный момент будет заключаться в контроле за подростками. Вероятно, этим будут заниматься инспекторы ГИБДД, которым придется останавливать автомобиль и проверять документы не только у водителя, но и у сопровождающего наставника, считает Едрышов.
"На первый взгляд увидеть, кто управляет автомобилем и присутствует наставник или нет, совершенно невозможно. Скорее всего, наставником будет человек, имеющий стаж более трех лет, то есть с каким-то опытом управления автомобилем", – отметил собеседник Москвы 24.
В свою очередь, гендиректор экспертного центра "Движение без опасности" Вадим Мельников пояснил в разговоре с Москвой 24, что необходимо будет менять большое количество нормативных актов, прежде чем выпустить подростков на дороги.
"Есть ряд юридических тонкостей, связанных с тем, что на дорогу нельзя выпускать людей, не достигших 18 лет. Если взять, например, ОСАГО, то автогражданская ответственность должна будет наступать с 17 лет. Или же надо решить: родитель или подросток будет нести ответственность в случае ДТП", – отметил эксперт.
По его мнению, лучше, если в качестве наставника можно будет выбрать родителя подростка. Сложнее будет попасть за руль, если рядом обяжут находиться профессионала с 20-летним стажем и со специальным образованием.
Мельников добавил, что в случае принятия изменений подростки смогут уже в 17 лет начать работать водителями, что особенно важно в некоторых регионах страны.