Новости

Новости

16 апреля 2014, 10:19

Общество

В Средние века жили погано, но недолго - член проекта "Один в прошлом"

Участник проекта "Один в прошлом" рассказал о жизни в условиях X века

В гостях на радиостанции "Москва FM" побывал Павел Сапожников, участник проекта "Один в прошлом". Павел провел 189 дней в условиях русской деревни Х века. Он рассказал радиоведущим о деревенском быте, боях с грызунами, зарубленной козе и домашней браге.

- Как вы добывали огонь?

- С помощью кресала и кремния, камней таких.

- Вам приходилось поддерживать огонь или каждый день заново разжигать?

- Я в среднем даже по два раза в день таким образом разжигал огонь. Конечно, это порядком действует на нервы, но привыкаешь. Люди ко всему привыкают.

Искра должна попасть на специально подготовленный трут. Это может быть пережженная тряпка или пережженный гриб чага, который растет на березах. Затем этот уголек раздувается в паклю или в какой-то другой материал, который легко занимается. Бересту можно использовать.

Грибы я собирал по ходу дела, еще осенью заготовил. У меня был маленький запас, который был сделан еще до начала проекта, чтобы в первые разы разжигать огонь, а потом я собирал эти грибы сам и их прожигал.

- А погода не влияет? Ведь все может отсыреть в помещении, когда вас дома нет.

- Очень сильно влияет. Много раз было такое, что трут отсыревал - а это главное во всем процессе, - и я мучился очень долго. Бывало, 20-30 минут не мог разжечь огонь.

- Где географически располагается хутор?

- В Подмосковье в Сергиево-Посадском районе.

- Это какое-то пустынное место? Это же не Сибирь, где на десятки километров никого нет.

- Конечно, нет. В Подмосковье невозможно найти абсолютно пустынное место. Бывало, что приходили (местные жители - прим. ред.). Но могу сказать, что общения удалось избежать.

- Что вы ели, что носили?

- Носил одежду изо льна и шерсти, ел в основном зерно. Ткань была этнографическая, ее в современной реконструкции практически все используют. Это ткань, которая осталась с конца XIX – начала XX века. Прясть-то в деревнях перестали совсем-совсем недавно, в середине ХХ века.

- А обувь?

- Обувь кожаная.

- Сами шили?

- Нет, обувь шил мой товарищ по заказу. Я довольно давно пришел к мысли о том, что нельзя делать все самому, и очень во многих вещах надо полагаться на мастеров, потому что невозможно обладать всеми навыками. Никогда не получится сделать так же качественно, как у человека, который этим занимается постоянно. Да и в раннее Средневековье было то же самое – труд был сильно разделен.

- К каким выводам пришли, чисто бытовым?

- Основной вывод в том, что люди жили довольно погано, но зато не очень долго. По поводу обуви могу сказать, что каждой из трех пар обуви, которые я носил осенью посменно, хватило на два месяца. Я менял их каждый день: надевал новую пару, а предыдущую сушил, потому что осенью влажно, постоянно все промокало. С самой кожей ничего не происходит, она не протирается. Истлевают льняные нитки, которыми прошиты ботинки. Я всю обувь, которая у меня была, два раза распарывал и заново сшивал.

Участник проекта "Один в прошлом" - о жизни в русской деревни X века

- Как складывался ваш день? Ведь световой день зимой короткий. Вам приходилось поддерживать искусственное освещение, или вы были ограничены только световым днем?

- Нет, освещение у меня было. У меня были масляные светцы - это глиняные плошечки, в которые наливается льняное масло, вставляется фитилек из веревки. Он горит, но дает очень мало света. У меня также был воск, я мог делать свечи, но я экономил воск для пропитки обуви и свечами пользовался мало. В доме очень темно по современным меркам.

- Какой-то распорядок дня у вас существовал? Мне сложно представить, чем вы могли заниматься. Искать пропитание, утеплять жилище, что вы делали?

- Всем этим занимался. На самом деле, хозяйство отнимает все время. Я, по сути, выполнял функцию хозяйки, пока жил на хуторе: ухаживал за скотиной, убирался, стирал, заготавливал дрова – все это женская работа по меркам раннего Средневековья.

- Что вы ели кроме зерна?

- У меня был лук, капуста, чеснок. Не так чтобы много всего. Во-первых, я по неопытности, по дурости своей довольно много продуктов сгнобил еще осенью. У меня попортилась рыба, протухло сало, капуста подгнивала, лук померз зимой, потому что я об этом не подумал в нужный момент. Под конец у меня не осталось почти ничего.

Прогорклую рыбу есть перестал, но предусмотрительно не выбросил, и через еще пару месяцев я понял, что есть ее вполне можно, и доел.

- Какие блюда у вас получались из того, что было в запасах?

- В основном похлебки густые такие, полусупы-полукаши. И, конечно, очень серьезное место занимает хлеб. В той же печке, которую я топил для обогрева, выпекал лепешечки тоненькие, а потом булочки, даже пирожки делал. Продвинулся в этом плане.

- Скотина давала какой-то прибыток?

- Первые два месяца у меня доилась одна коза, потом она доиться перестала, как выяснилось после приезда ветеринара, это произошло, скорее всего, потому что ее нужно было покрывать. Конечно, меня спасали куры, яйца они несли, хотя и не всегда успешно, зимой с этим не очень было, но все равно огромное подспорье.

Я пробовал несколько раз ставить брагу из меда и яблок, но она так и не забродила. Дображивала до состояния кваса. В первый раз, когда она не выбродила, выпил литров, наверное, 12.

- Так от любого напитка окосеешь!

- Да, я тоже думал, что и от кваса можно таким образом опьянеть, но оказалось, нет. Меня ждала после этого только бессонная ночь.

- Вы не болели во время эксперимента?

- Я постоянно болел. Когда ударил мороз, и земля замерзла, и стало уже не так сыро, я болеть перестал. Я болел всю осень и во время всех оттепелей. Оттепелей было много, зима была не очень холодная.

Поначалу я пытался пить какие-то травы, заваривать чаи, но потом понял, что толку от этого нет, и просто заваривал их для удовольствия.

Еще однажды я рубанул себе палец топором, потому что руки сильно замерзли. Я плохо чувствовал инструмент, и на морозе до кости тесанулбольшой палец на левой руке.

Участник проекта "Один в прошлом" - о продолжении эксперимента

- В чем вы готовили, из чего была посуда?

- Керамика, глиняная. Железные котлы на тот период уже были, но они имели очень малое распространение. В основном люди, тем более простые, использовали керамику. Она у меня в какой-то момент закончилась, потому что оказалось, что ее бой просто страшен, особенно в первый месяц, когда я еще не очень пообжился. Очень много керамики перебили козы, что-то я сам расколотил в темноте, неправильно готовил на огне, поэтому она трескалась. Но последние горшки у меня прожили довольно долго.

- Какая живность была на хуторе?

- У меня было четыре козы, 15 куриц и петух. Теоретически, также два кота и собака. Но коты сразу от меня ушли, собака убежала через месяц, одна коза погибла геройской смертью – я зарубил ее случайно, психанул, как говорится. Она как раз в очередной раз разбила несколько горшков. Я сначала случайно сломал ей ребро, а потом подумал, что после этого ей не жить, и зарубил.

- А крысы-мыши беспокоили?

- Скорее, я их не беспокоил. Они нагрянули практически сразу, и я понял, что я ничего не могу с ними сделать. У меня сначала были мыши, я проиграл им все сражения, убил всего несколько штук. А потом пришли крысы, прогнали мышей, и я им проиграл.

- Эти грызуны портили еду?

- Да, портили, но я довольно быстро подвесил к балкам в жилой части дома необходимый запас продовольствия, который они могли попортить. Они подпорчивали зерно, которое у меня лежало в амбаре для корма животных, но это меня не так уж сильно беспокоило. Были проблемы и похуже.

- Вы употребили в пищу козу, которую случайно зарубили?

- Да, конечно. Я целый месяц ел ее.

Сюжет: Взгляды
закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика