Куклы, созданные Ольгой Артюшковой, несложно перепутать с настоящими детьми – настолько они похожи. Автор работает в редкой для российских мастеров технике реборн и превращает безликий винил в произведение искусства. К тому же, с куклами можно играть, а не только украшать интерьеры. О том, зачем директору крупной строительной фирмы куклы и на кого будут похожи "младенцы", сделанные к чемпионату мира по футболу 2018 года, Ольга Артюшкова рассказала в интервью m24.ru.
Фото предоставлено Ольгой Артюшковой
– Ольга, с чего началось ваше увлечение куклами?
– Примерно шесть лет назад так сложились обстоятельства, что мне на какое-то время пришлось по состоянию здоровья разлучиться с только родившейся дочкой. Чтобы как-то отвлечься я начала заниматься изготовлением кукол.
Почему именно куклы? Мне всегда очень нравились работы фотохудожника Анны Геддес (всемирно известный детский фотохудожник; ее снимки считаются классикой детской фотографии. – Прим. ред.). Она снимает деток, у нее очень красивые открытки, альбомы и в целом необычные фотокомпозиции, мимо которых невозможно пройти. Она так изображала детей, что зачастую было непонятно, кто перед тобой – кукла или настоящий малыш. И меня это очень вдохновило. Хотя я довольно долго не могла определиться, что мне больше нравится. Единственное, я точно знала: это будет связано с детьми и это будет не текстильное, не вязаное и не деревянное.
Фото предоставлено Ольгой Артюшковой
Кроме того, мне всегда хотелось чего-то необычного. Ведь какие у нас в детстве были куклы? Красная Шапочка, Оленька да Машенька. Поэтому, когда родились свои дети, захотелось подарить им что-то новое, необычное, сказочное. Современных детей, конечно, крайне сложно чем-то удивить, еще и поэтому мне захотелось реализовать что-то такое, чего ни у кого нет. И создание кукол, которые будут анатомически похожи на детей, мне показалось довольно привлекательной идеей.
– Но для этого, помимо идеи, нужно иметь и какие-то художественные задатки.
– Я хорошо рисую, но ни в каких художественных школах не училась. Я медик по образованию, поэтому хорошо представляю, как натуралистично прорисовать вены, сосудики, покраснения кожи и так далее. Может, именно поэтому мои куклы такие реалистичные. Собственно, именно к этому и стремятся художники-реборнисты.
У нас это направление совершенно не развито, поэтому многому приходится учиться самостоятельно, действовать методом проб и ошибок. Материала из-за этого было испорчено немало. При этом здесь нет предела совершенству, я каждый раз открываю для себя что-то новое, узнаю какие-то "секреты". Так что даже если ко мне придет человек на обучение, я ему расскажу все, что знаю о реборне, через два месяца эта информация для меня уже не будет актуальной, поскольку к тому времени с течением работы уже многое поменяется.
Фотогалерея
– С каким материалом вы работаете?
– Этот материал называется винил-силикон. В принципе, на ощупь, между винилом и винил-силиконом разница не очень существеннная, но в работе она ощущается конкретно. Винил гораздо хуже впитывает в себя краску, чем винил-силикон, который как бы не дает ей растекаться (хотя и здесь все зависит от того, на какой заготовке работать). Он, соответственно, дороже, чем обычный винил.
– А традиционный фарфор вас никогда не привлекал?
– Нет. Меня не тянет к этому материалу. Не чувствую в нем какой-то теплоты, натуральности. Хотя мне очень нравятся фарфоровые куклы некоторых авторов, но себя я в этом не вижу.
Фото предоставлено Ольгой Артюшковой
– Для чего преимущественно покупают таких необычных кукол?
– Вообще, изначально они использовались для украшения интерьера в роскошных домах, их сажали на камины, полки в детских комнатах и так далее. Кроме того, некоторые мамочки хотят сделать некое "приданое", которое будет напоминать им, каким был малыш при рождении. Они складывают в сундук ручной работы первую пустышку ребенка, костюмчик, в котором он был при выписке из роддома, какие-то пинеточки, первую открыточку и так далее. И в качестве украшения этого сундучка мамочки просят подобрать куклу: сделать подходящими цвет глаз, волос, черты лица – например, широко открытые глазки или, наоборот, припухшие, как часто у деток бывает.
Ну а сейчас многие у нас покупают кукол своим деткам для игр. И, надо сказать, дети, как правило, намного бережнее относятся к таким куклам, чем к обычным. Это развивает у них чувство какой-то бережливости, трепетного отношения. Ведь обычную куклу бросить не жалко, с ней ничего не случится. А наших кукол и пристегнуть в машине стараются, и посадить аккуратно.
Фото предоставлено Ольгой Артюшковой
Некоторые наши куклы попадают к коллекционерам. Особенную ценность для них представляют куклы из лимитированных серий. Они знают авторов, отслеживают их работы, даже пишут и спрашивают, что у нас новенькое планируется и когда будет. После того, как лимит той или иной куклы исчерпан, ее цена вырастает в 3–4 раза.
Например, вот эта кукла (на фото) сейчас пользуется огромнейшим спросом. Таких больше нет и не будет.
– Как я понимаю, ваши куклы достаточно тяжелые по весу?
– По весу они как реальные дети, то есть от трех с лишним килограммов, как весят новорожденные, до шести килограммов – по весу годовалых деток. И рост у них соответствующий – от 45–50 сантиметров до, например, 86 сантиметров. Это уже "взрослые" годовалые куклы, которые даже стоять могут. Скажем, у новорожденных нет каркасной системы, они мягкие и податливые, как младенцы: если вы возьмете такую куклу на руки, у нее даже головка держаться не будет. Еще мы делаем некий промежуточный вариант, когда детки уже могут сидеть: высота таких кукол будет примерно 65–70 сантиметров, и у них можно зафиксировать ножки в согнутом состоянии.
Фото предоставлено Ольгой Артюшковой
Волосы у кукол абсолютно разные. Если для больших идет натуральный человеческий волос, то для маленьких, "новорожденных" используется шерсть козы, специально обработанная и выкрашенная. Благодаря этому она имеет структуру, похожую на детский пушок.
– Глаза у кукол тоже какие-то необычные.
– Они сделаны вручную из выдувного стекла. Я заказываю их на специализированной фабрике, которая находится в Германии. Эти глазки имеют "натуральную" радужку, такой сияющий взгляд, можно заказать абсолютно любой цвет, размер зрачка и самого глаза.
Фото предоставлено Ольгой Артюшковой
– У вас, как правило, заказывают кукол или покупают уже готовых?
– Если честно, я не очень люблю делать кукол на заказ, хотя, разумеется, приходится. Дело в том, что иногда люди просят повторить ту или иную куклу, но не понимают при этом, что стопроцентной копии быть не может просто потому что это авторская работа. Будет на 85–90 процентов похоже, но не копией того, что человек изначально увидел и ему понравилось. Ведь художник не может дважды написать одну и ту же картину. В процессе создания кукол также просто нереально попасть в цветовую гамму, сделать тот же тон кожи, такие же брови нарисовать и так далее.
Иногда заказчики присылают фотографию и просят сделать куклу, похожую на их ребенка. Здесь вообще попадание может быть 50 на 50, поскольку на снимке малыш может быть одним, а в жизни выглядеть совершенно по-другому. И ты делаешь максимально приближенно к фотографии, а оказывается, что ребенок-то совсем другой.
Фото предоставлено Ольгой Артюшковой
– Сколько времени у вас уходит на изготовление одной куклы?
– Есть одна кукла, которая лежит у меня в полуготовом виде уже года три. Вот почему-то не могу ее доделать, не лежит к ней душа и все. Может, я еще не "созрела" для дальнейшей работы над ней, не увидела, какой она должна быть... А некоторые куклы я делаю вообще за полторы недели: сижу над ней днями и ночами, вижу, какой она будет, представляю ее себе. Но в среднем на работу над небольшой куклой уходит две недели.
– Каждая деталь отрисовывается отдельно, а уже потом вы их собираете в единый силуэт?
– Не совсем. Сначала делается гипсовая заготовка, например, ножек или ручек, нужной формы. Затем эти заготовки отправляются на завод, где под них подстраиваются станки. Но перед тем, как залить в специальные металлические формы винил и сделать нужное количество экземпляров, над заготовкой работает фотолаборатория, выводит модель через 3D-принтер.
Фото предоставлено Ольгой Артюшковой
То есть с завода приходит, грубо говоря, кусок резины и уже на него накладывается слоями краска. Сначала прорисовываются вены – слой запекается, затем кожа – слой также запекается, потом придается мраморность – одна, вторая, третья, можно до бесконечности все это делать. Также идет слой закрепителя, который делает кожу на ощупь не гладкой как пластик, а немного шершавой. Наконец, рутинг – процесс, при котором в голову иголкой вживляются волосы, каждый волосок по-отдельности. Кроме того, я прошиваю ресницы. Хотя некоторые просят наклеить их, чтобы было видно, что это все же кукла. Но младенцам я прошиваю реснички. Брови не делаю, поскольку они совсем тоненькие и вряд ли выдержат регулярные "проверки" на прочность деток, которые играют с этими куклами.
– Как я понимаю, вы материалы преимущественно заказываете за границей?
– К сожалению, приходится, у нас практически ничего для реборна не купить, хотя мы бы хотели заключить контракт с каким-нибудь российским заводом. Но пока приходится заказывать из Германии и США. Сейчас начали делать кое-что в Китае, но это ужас какой-то, я опасаюсь работать с такими материалами, ведь с этими куклами будут дети играть. Ведь они их и облизывают, и спать с ними ложатся. Даже краски приходится заказывать из-за рубежа. Более того, я заморочилась до того, что заказываю из-за границы нетоксичный разбавитель для краски на миндальной косточке, хотя он в четыре раза дороже, чем отечественный. Надо понимать, что винил очень хорошо все в себя впитывает. И я должна быть уверена, что эта кукла неопасна в том числе для моих детей.
– Одежду для кукол вы сами шьете?
– Как правило, я делаю одежду на заказ, она четко по нужным параметрам подходит. Но в подарок могу положить второй комплект, например, платьице, приобретенное в магазине детских вещей. То есть любой ребенок при желании сможет своих куколок переодевать. Для этого не нужна какая-то специальная одежда, как например, для бэби-борнов, а подойдут обычные детские вещи, оставшиеся от подросшего ребенка или купленные в детском магазине.
Фото предоставлено Ольгой Артюшковой
Вообще, мы хотели бы открыть магазин, в котором можно будет купить не только наших кукол, но и одежду для них, мебель, игрушки и так далее. То есть представить целую кукольную индустрию. Но все эти вещи будут ручной работы – от пинеток до кроваток. Хотелось бы, чтобы люди в него приходили и могли все посмотреть, потрогать, ощутить атмосферу. Многие, увидев картинку, говорят, как им нравится та или иная кукла. А потом приходят, посмотрят вживую и понимают, что душа не лежит.
А еще у нас есть идея к чемпионату мира по футболу 2018 года сделать кукольную футбольную команду, в которой будут представлены "игроки" из разных сборных. То есть будут младенчики в фирменной экипировке, похожие на своих реальных прототипов цветом волос, глаз, прической, какими-то чертами лица.
– То есть в одной из куколок мы сможем узнать, условно говоря, Роналду или Акинфеева?
– Именно так.
– Куклы к вам возвращаются на реставрацию?
– Да. Недавно был случай. Девочка заболела ветрянкой, соответственно, ее кукла тоже "заболела" со всеми вытекающими последствиями. Потом этой девочке подстригли челку – кукла тоже пережила аналогичную процедуру. Кроме того, ей ежедневно чистят зубы, умывают и кормят... В общем, кукла не выдержала, и ее привезли мне на реставрацию. Все волосики пришлось убирать, делать новые, а затем заново раскрашивать куклу, пережившую ветрянку. И когда требуется такая серьезная реставрация, всегда нужно понимать, что на выходе можно получить совершенно другую куклу, как раз потому, что дважды одну и ту же работу повторить невозможно.
Фото предоставлено Ольгой Артюшковой
– Прочитала у вас, что зачастую вы начинали делать куклу с одной задумкой, а потом она вам диктовала что-то другое.
– Так происходит чаще всего. Например, изначально ты хотел сделать вот тут вихор какой-нибудь из волосиков, а в процессе работы просится что-то другое. Иногда доходит до того, что я точно знаю, что буду делать брюнетку, а в результате получается блондинка. Думаю: "Вот этот малыш будет у меня веселым таким". А он берет и грустным получается. Или иногда делаешь, условно говоря, Варю, а получается Ваня.
– А вы сами больше мальчиков или девочек любите делать?
– У меня нет в этом плане каких-то особых предпочтений, но у нас традиционно больше девочек любят. Мне это кажется немного странным, поскольку сейчас и мальчиков можно наряжать не хуже. Но, видимо, до сих пор существует стереотип, что наряжать можно только девочку.
Фото предоставлено Ольгой Артюшковой
– Ваши дети играют с вашими куклами?
– Моя дочка до сих пор не может определиться, какую куклу она хочет себе. Про каждую, которую я делаю, она говорит: "О! Я хочу такую же только в другом платье". В итоге, когда доходит до дела, дочка успевает передумать и начать хотеть уже другую куклу, над которой я работаю на тот момент. И так далее. В общем, она свою все еще ждет.