Новости

Новости

27 ноября 2015, 16:33

Культура

Фильмы недели: Шекспир, Гринпис, земля картелей и Шьямалан возрожденный

Постер к фильму "Макбет"

Еще одна неделя тяжелых испытаний: куда пойти, когда в кино столько хитов? Во-первых, новый Шьямалан лучше старых двух (а то и трех). Во-вторых, малоизвестный у нас, но очень достойный Дени Вильнев с мрачным, формалистическим боевиком про безнадежную войну с наркокартелями. На десерт – классика с кровью: "Макбет" в диковатой постановке австралийца Джастина Курзела. И если хватит сил – познавательный док про ранние годы Гринпис (тут тоже хватает жесткой хроники – мертвые киты, разрубленные тюлени, весь вот этот зеленый ад).

Визит

"Визит" – это, как говорит сам режиссер М. Найт Шьямалан, его "возвращение к корням", Шьямалан омоложенный, обезжиренный и обезвоженный. Небольшой бюджет, ноль спецэффектов и закадровой музыки, камерная история: внуки приезжают на каникулы к дедушке с бабушкой, которых они прежде никогда не видели. Знакомство оказывается не то что бы приятным, но захватывающим дух. Очищенный от ненужной мишуры и мистики механизм триллера работает тут как часы. Дети – мальчик Тайлер (как Tyler, the Creator) и девочка Бекки оказываются документалистами-любителями, а пенсионеры – выжившими из ума (безумие провоцируют сумерки, поэтому старики стараются лечь пораньше, но это не всегда удается). Соответственно, кошмары Альцгеймера тут стократно усилены субъективной камерой, а детская непосредственность героев (Тайлер, к примеру, умеет мгновенно сымпровизировать фристайл про все, что видит – хоть про бабушкину выпечку) создает идеальный comic relief. Иногда тут и впрямь не знаешь, орать ли тебе от ужаса или умирать со смеху – когда, например, бабушка-одуванчик, до этого полночи рычавшая под дверью детской, предлагает внучку залезть в духовку. При этом "Визит" – еще и фильм про состояние кино: всерьез озабоченная старомодно-художественными качествами своего каникулярного дока Бекки – это же сам Шьямалан, а обзывающийся "мизансценой" репортажник Тайлер – молодые и дерзкие звезды YouTube.

Кадр из фильма "Визит"

Убийца

Голубое и бездонное небо над Мексикой, тревожный гул моторов и синтезатора. Этот мотив почти стихийной вечной угрозы рефреном повторяется в мрачном, фаталистическом боевике про мексиканские наркокартели, снятом Дени Вильневом – человеком, который, на секундочку, будет делать сиквел "Бегущего по лезвию". Тут с самого начала зрителю дают понять, что мы имеем дело не с остросюжетным, лихо закрученным экшеном (хотя великолепных, поставленных, простите за каламбур, с убийственной бесстрастностью сцен насилия тут более чем достаточно), а с трагедией. Все персонажи фильма – сотрудница наркоотдела ФБР Кейт (Эмили Блант), офицеры ЦРУ, мрачный мексиканец непонятного поначалу назначения (Бенисио Дель Торо) – движутся по линиям свой собственной судьбы. Здесь никто и ни что не в силах изменить предначертанного – не Богом, а новой социальной и политической реальностью. В этом новом, только что наступившем мире война с наркотиками превращается в варварскую гражданскую всех против всех, добро становится лишь меньшим злом, а географические границы и писаные законы – досадным рудиментом.

Кадр из фильма "Убийца"

Макбет

Диковатая и богатая, буквальная да не совсем кинопостановка Шекспира. Все в дыму, крови и рапидах, чуть ли не на древнем шотландском и в исторических костюмах. Режиссер Курзель когда-то снял адски кровавую драму "Сноутаун" про австралийских единомышленников скинхеда Тесака, так что "Макбет" тут кажется естественным продолжением взятого курса на максимальный жесткач. Старомодность костюмов уравновешена модным кастингом (Фассбендер, Котийяр) и современными трактовками мотивации героев, как будто дело происходит в современной Сербии или Чечне. Ну-ну.

Кадр из фильма "Макбет"

Как изменить мир

А вот хорошее видеопособие по ивент- и медиа-менеджменту. Документальный фильм о создании и первых операциях Гринпис, о гениальной стратегии, придуманной ее основателем Робертом Хантером, об искушении властью, об издержках анархии и "горизонтальной" структуры организации – в общем, о том, как группа идеалистов, хорошо понимающих законы медиа, решила изменить мир. И изменила! Кроме говорящих голов ключевых участников Гринпис первого созыва, тут очень много уникальной кинохроники, а Гринпис, всегда хорошо понимающая силу эффектного кадра в странах медийной демократии, тщательно документировала каждый свой шаг. Вот экологи-пацифисты отправляются в свой первый рейд на Аляску, чтобы предотвратить ядерные испытания. Военные задерживают судно, но экипаж корабля береговой охраны тайно передает им письмо поддержки. Вот активисты, рискуя жизнью, заслоняют кита от советского китобоя, а тот с ухмылкой стреляет, гарпун пролетает в метре над головами "зеленых" и вонзается в животное. Вот Гринпис едет красить бельков в Ньюфаундленд – и впервые сталкивается с социальной подоплекой пушной индустрии: спасешь тюленя – погубишь семью охотника. Сложные выборы, тяжелейший стресс, нервные срывы, латентная борьба за власть – и уже почти утраченная сегодня надежда на то, что один человек может остановить махину индустрии, просто встав перед ней.

Кадр из фильма "Как изменить мир"

Василий Корецкий

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика