Альфонсо Капоне. Фото: fbi.gov
В начале XX века в Америке наряду с официальными органами власти была еще одна "ветвь" - мафия, жившая по своим законам и вмешивавшаяся в чужие. При этом бандиты часто становились популярнее кинозвезд.
17 января исполняется 115 лет со дня рождения одного из самых знаменитых "крестных отцов", Аль Капоне. M24.ru вспоминает историю "Лица со шрамом" и его знаменитых "коллег по цеху", творивших историю криминального мира.
Лицо со шрамом
Восхождение на трон "Короля Чикаго" Альфонсо Капоне началось в Нью-Йорке, куда он приехал со своей семьей из Италии. Уже в шестом классе "Большой Ал" вступил в одну из бруклинских банд. Затем он перешел в "Пять стволов" Джонни Торрио, где работал вышибалой в гостинице "Гарвард Инн".
Там Капоне получил свой знаменитый шрам, а вместе с ним и прозвище Scarface. Причем сам он объяснял его участием в Первой Мировой, в частности, в составе "Потерянного батальона". Стоит отметить, что в армии "Большой Ал" не служил.
Позже Торрио перебирается в Чикаго, еще не настолько кишевший разными бандами, как "Большое яблоко". Вслед за ним едет и Капоне, который занялся устранением местного несговорчивого босса мафии Джима Колосимо. Последний препятствовал открытию на окраинах Чикаго подпольного завода по производству пива и виски (а в то время Сенат готовился принять сухой закон).
Дорога Торрио и его верному подручному была открыта, и Капоне стал настоящим героем Чикаго (сухой закон уже вступил в силу, и алкоголь пользовался повышенным споросом). Власть "лица со шрамом" была настолько велика, что как-то он избил мэра небольшого города близ Чикаго на глазах у прохожих. На визитках Капоне было указано "торговец мебелью".
На любой трон всегда найдется еще один претендент, и Капоне "заказал" главарь ирландской банды Дион О'Брайен. Его головорезы изрешетили из автоматов Томпсона номер гостиницы, где остановился "Большой Ал".
Автомат Томпсона. Фото: ИТАР-ТАСС
Примечательно, что эти автоматы называли в то время "томми-ганы". За характерный стрекот их прозвали "чикагские пишущие машинки".
Часто автоматы использовали в "громких" покушениях – несколько автоматчиков буквально поливали свинцом место, где скрывался неугодный боссу человек. Выжить в таком аду было почти невозможно. Из известных людей это удалось как раз Аль Капоне – он спрятался за мраморный стол в гостинице.
Покушение не сошло с рук О'Брайену, и его вместе с подельниками убили киллеры Капоне. У ирландца остался только один помощник – Багз Морган. Его убийство вошло в историю под названием "Бойня в день Святого Валентина".
Несколько членов банды Капоне в полицейской форме ворвались на склад, принадлежавший ирландцам, и построили у стены Моргана и его подельников. Правда, вместо обыска бандиты устроили пальбу, выпустив в недругов сотни пуль.
Впрочем, такая мера "испортила карму" Капоне, в отношении него устроили проверку налоговики, и он сел за неуплату долгов. Наказание бывшему "королю Чикаго" пришлось отбывать в знаменитой тюрьме "Алькатрас".
Однако история одного Капоне – это не история всей мафии, и на просторах США ему и его последователям составляли конкуренцию другие "звезды" преступного мира.
Босс всех Боссов
Еще одним итальянцем, поднявшимся на "Олимп" преступного мира, был Лаки Лучано – человек, одно время возглавлявший "Коза Ностра".
Его "заслугой" перед преступным миром стоит считать реорганизацию работы мафии – по мнению Лучано, крупные синдикаты должны работать, как корпорации, прикрывая свои дела легальным бизнесом. Кроме того, он основал "Комиссию" - совет пяти крупнейших мафиозных семей.
Кадр из фильма "Охотники на гангстеров". Фото: warnerbros.com
Лучано получил звание Capo di Capi – босса всех боссов, он решал все спорные ситуации, возникавшие между "семьями". По свидетельствам современников, Лучано соблюдал омерту – бандитский "кодекс чести". По некоторым данным, Лучано прикрывался торговлей сантехникой.
Кстати, у сицилийцев понятие чести было на особом месте, и за нарушение заповедей омерты полагалась смерть из "лупары" – обреза охотничьего ружья огромной убойной силы.
Безумный Шляпник
Как и в любой крупной компании, в "Коза Ностра" было свое подразделение, выполнявшее "грязную работу". В мафии это была "Корпорация убийц" – своего рода "стол заказов" для боссов организованной преступности. Возглавил ее Альберт Анастасия ("Палач"), позже ставший боссом одной из "семей".
Анастасия выбивался из стройного ряда преступных главарей, чтящих законы. Он не оставлял свидетелей (что позже было растиражировано в массовой культуре) и нарушил правило "свои убивают своих" (не трогать мирных жителей, если они не мешают).
На визитной карточке "палача мафии" было написано "представитель по продажам". Что именно продавал Анастасия, неизвестно.
Бухгалтер мафии
Настолько крупную организацию, как мафия, сложно представить без бухгалтера, которым был Меир Лански. Интересно, что он родился в Гродно в Российской империи, и его настоящая фамилия – Шушлановский.
"Дело" Лански началось в период "сухого закона" – он, как и многие в то время, незаконно торговал алкоголем, а прикрывал это фирмой по прокату автомашин. Но в 30-е годы эта бутлегерства приходила в упадок, и Лански решает вложиться в, казалось бы, перспективное дело – игорный бизнес. (Он не прогадал - вложенные в Лас-Вегас деньги окупились сторицей).
Вместе со своим другом Лаки Лучано Лански вкладывает деньги в строительство игорного центра в США. Однако подрядчик их дурачил, выписывая фиктивные счета и по несколько раз продавая одни и те же стройматериалы, за что позже получил пулю.
Примечательно, что один из головорезов Лански использовал в "работе" необычное оружие - пестик для колки льда. Тонкая спица протыкала мозг через ухо, и врачи констатировали смерть от внутреннего кровоизлияния.
Летописец криминального мира
Несмотря на чтимый мафиози запрет сотрудничать с полицией, среди бандитов нашелся человек, "сдавший" всю структуру правоохранительным органам. Им стал Джо Валачи - простой гангстер, который участвовал в бандитских войнах в Нью-Йорке.
Неизвестно, что толкнуло его на это, но Валачи рассказал следователям все, что знал об организованной преступности (а за годы работы узнал он немало), а также признался в существовании мафии как крупной корпорации, отрицаемой на то время.
Его признание, опубликованное в газетах, рассказанное по радио и телевидение, ввергло в состояние шока преступный мир, который не успел оправиться от последствий Апалчинской конференции (общего сбора глав мафиозных семей, на котором полиция задержала половину участников).
Во многом благодаря Дженовезе американская полиция узнала о ритуалах и обычаях мафии, а также выяснила подробности загадочных убийств.
Сергей Блохин