Яузский бульвар в Москве, 1985 год. Фото: ИТАР-ТАСС
Пожалуй, самый "киношный" район Москвы - Ивановская горка. Вы не найдете ее ни на одной из московских карт. Обозначение это не географическое и не административное, а скорее культурно-историческое, хотя раньше "горка" была одним из семи холмов, на которых стояла Москва. Теперь же это просто кусок старинной застройки, возникшей на месте бывшего Белого города и счастливо избежавшей всех советских и постсоветских реконструкций за исключением разве что строительства хранилища Исторической библиотеки. Характерный вид этому участку старого города придают узкие кривые улочки и значительный перепад высот. Условная граница Ивановской горки проходит по Маросейке, Покровке, Покровскому и Яузскому бульварам, Солянке и Лубянскому проезду. Впрочем некоторые авторы книг по истории московского градостроительства и архитектуры склонны рассматривать Ивановскую горку как единое целое с Кулишками и Хитровкой.
Режиссеры с операторами появились там едва ли не раньше туристов, а количество фильмов, в которых присутствует хотя бы один кадр, снятый на Ивановской горке, не поддается никакому подсчету. Дорогу для всех остальных проторил Сергей Эйзенштейн, который такое же "наше все" в кинематографе, как Пушкин в литературе. Большая часть "Стачки" (1924) снималась в Коломне, но много чего попало и от Москвы, включая Хитровский переулок и Хитровскую же площадь. И это было только начало... очередного большого перерыва. В эстетику кино 30-х и 40-х Ивановская горка не вписывалась точно так же, как и Поварская, как Арбат с переулками, да и вообще вся старинная московская застройка. Показывать стремились в основном "новье" широкие проспекты с высотками, парки, спортивные комплексы, ВДНХ, ну и, разумеется, гордость сталинской Москвы — метрополитен тогда еще имени товарища Кагановича. А всевозможные улочки-переулочки с маковками и особнячками старались затолкать куда-нибудь на задний план, и если уж ставили там камеру, то лишь тогда, когда без картинок старого быта было совсем невозможно обойтись.
Исключений крайне мало, хотя они все же были. Например, в 1944 году студия "Союздетфильм" - будущая Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. Горького - сняла ленту "Зоя", посвященную, как можно догадаться, Зое Космодемьянской. Набор "видовых" кадров там достаточно стандартный для кино сталинского периода: прогулки по Ленинским горам, Александровскому саду и у стены Новодевичьего монастыря. Но есть и съемки на Ивановской горке - в сцене, когда Зоя вместе с другими комсомольцами-добровольцами приходит получать направление на фронт в Московском городском комитете ВЛКСМ. С 1937 года и до начала 90-х горком московских комсомольцев располагался по адресу Колпачный переулок, д. 5, в бывшем особняке Андреаса Кнопа, построенном в довольно редком для Москвы стиле "Тюдоровская готика". Там же и снимали - для вящей исторической достоверности.
Вид на Яузскую улицу и Солянку в Москве, 1998 год. Фото: ИТАР-ТАСС
Кинематограф 60-х наконец реабилитировал старую Москву, а заодно послужил важнейшим аргументом в отстаивании ее прав на дальнейшее существование. Известные режиссеры и актеры сперва снимали и снимались в декорациях улочек, церквушек и особняков, а затем подписывали градозащитные воззвания ВООПИКа (Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры). Да и вообще "культурный контекст эпохи" вдруг заложил вираж в сторону от помпезных фасадов великой "красной империи", и в объектив камеры вдруг попал мир "маленьких людей", для которого раньше в кино не находилось места.
В "Я шагаю по Москве" камера вместе с главным героем входит в действующую церковь - еще недавно показывать такое не в исторической картине, а в фильме про современников считалось делом немыслимым. Но "народность" и богоискательство еще не успели стать "трендами" (это произойдет ближе к концу 60-х). Пока же бал правят романтика и революция. 60-е — это не только годы "оттепели" и космоса, это еще и 50-летний юбилей Великого Октября, декада великого отчета перед предками и потомками. Революция ожила, она на короткое время перестала быть только скучным параграфом из "Краткого курса истории ВКП(б)", а стала новостями с Острова Свободы, где Фидель и Че со своими "комиссарами в пыльных шлемах" заново переживали и творили все то, о чем среднему советскому человеку в лучшем случае рассказывал дедушка. Отсюда возник отчетливый запрос на переосмысление собственного прошлого и запрос этот в первую очередь должен был удовлетворить кинематограф.
А раз "к юбилею и вообще" возник соцзаказ на фильмы о Революции и Гражданской войне, нужны были и исторически достоверные декорации. Людям с камерами понадобилась Москва "как она была", и они зачастили на Ивановскую горку.
Одним из первых туда заявился режиссер Владимир Герасимов в поисках натуры для "Испытательного срока" - фильма о буднях уголовного розыска 20-х, снятого на рубеже 50-х и 60-х гг. В кадр попали Хохловский переулок с палатами Украинцева и церковью Троицы Живоначальной в Хохлах (разумеется, без креста), Морозовский сад и одноэтажный дом Челнокова (2/6 по Подкопаевскому переулку), ставший в фильме "Аптекой Г.М. Фринева". Сейчас здание, к сожалению, до неузнаваемости изуродовано реконструкциями. Кстати, во время съемок "Испытательного срока" все эти переулочки еще не были заасфальтированы, и в фильме можно увидеть их оригинальное покрытие из каменных плит размером метр на метр.
Кинофильм "Шестое июля", 1969 год. Фото: ИТАР-ТАСС
Но главный исторический фильм той эпохи, снятый в декорациях Ивановской горки, - это, конечно, "Шестое июля" (1968) - почти документальное черно-белое повествование о мятеже левых эсеров 1918 года. Снимать все старались "по историческим местам", кроме разве что сцены с убийством Мирбаха в красной гостиной особняка Берга (в итальянское посольство киношников не пустили). Штаб левых СР исторически располагался именно там, где показано в фильме, по адресу: Большой Трехсвятительский переулок, д.1 Разве что в титрах указали неправильно: "особняк Викулы Морозова", хотя на самом деле дом принадлежал сперва Марии Морозовой (жене Тимофея Саввича), а затем ее сыну Сергею, организатору Музея кустарных изделий. К началу мятежа в здании и на прилегающих к нему переулках находился отряд эсеров-чекистов под командованием Попова численностью в 800 человек при 8 орудиях, двух броневиках и десятке пулеметов. После убийства Мирбаха они окопались в тех самых переулках, захватили телефонную станцию на Покровском бульваре, электростанцию, телеграф и арестовали Дзержинского. Утром 7 июля началось контрнаступление латышских стрелков Вацетиса и в течении нескольких часов мятеж был подавлен. Так что в основном в кадрах с Ивановской горки - бои и еще раз бои, дневные и ночные, в Хохловском, Колпачном, Трехсвятительском переулках и на улице Забелина.
Ивановский монастырь в Малом Ивановском переулке в Москве, 1999 год. Фото: ИТАР-ТАСС
"Реабилитация" Москвы как декорации для исторических съемок позволила режиссерам заодно увести и обычного советского человека от подножия сталинских монументов, дав ему побродить по тем же узким улочкам. Тенденция наметилась еще в конце 50-х. В комедии "К Черному морю" (1957) именно на Ивановской горке героиня сдает, а вернее с позором "заваливает" свой экзамен по вождению. В кадре — Хохловский переулок, Ивановский монастырь, Морозовский сад еще со старой оградой, палаты Украинцева, Малый Ивановский и Старосадский переулки. Не с этого ли фильма пошла традиция снимать на Ивановской горке автомобильные погони?
Появляются здесь и герои дебютной короткометражки Тарковского "Каток и скрипка" (1960), о которой мы уже упоминали в связи с Арбатом и его окрестностями. Мальчик-музыкант и рабочий по дороге на обед проходят мимо угла церкви Троицы Живоначальной в Хохлах и видят, как хулиган (которого, конечно же, зовут Витькой) обижает маленького. Мальчик решает вступиться, и рабочий предлагает ему сделать это самостоятельно, поскольку "вдвоем на одного нечестно". Музыканта, разумеется, бьют в подъезде дома напротив. Обратите внимание, на некоторых кадрах можно увидеть, что в церковном дворе на веревочках сушится белье. С 1935 года в здании церкви находились хранилища и лаборатория Государственного антропологического музея, но белье могло принадлежать жильцам построенного при храме в 1915 году и конфискованного в 1917-м доходного дома.
Вернемся на минуту в Морозовский особняк в Большом Трехсвятительском переулке. С середины 1920-х гг и до конца 1990-х там находился детский сад, и в нем же снимали "Детский сад №21", в который с помощью милиции трудоустраивается Кеша из фильма "Усатый нянь" (1977). Далековато пришлось парню ездить, учитывая что жил он в знаменитом доме "на курьих ножках" на Проспекте Мира. Ну и почти все кадры прогулок с детьми и финальная сцена отъезда автобуса тоже были сняты в переулках Ивановской горки. За исключением детской площадки. Этот сказочный деревянный городок с резными идолами, избушками и Змеем Горынычем на самом деле находился во дворе 310-й школы в Большом Харитоньевском переулке (д 4-6) рядом с Чистопрудным бульваром, так что Кешин приятель, приехавший на трехколесном "грузовом" мотороллере со стороны Хохловского переулка, никак не мог наблюдать через ограду за тем, как тот играет с детсадовской группой в "море волнуется-раз".
Съемки фильма "Тегеран-43", 1979 год. Фото: ИТАР-ТАСС
Когда в Москве приходилось снимать уж совсем чужедальние дали (заграничными командировками киношников в советские времена особо не баловали), Ивановская горка снова приходила на помощь режиссерам. Например, Александру Алову и Владимиру Наумову для фильма "Тегеран-43" потребовался кусочек условного "Парижа" в сцене, когда Мари выходит из кафе на улицу позвонить. Нет ничего проще: в примыкающей к горке части Солянки на углу с улицей Забелина как раз стоят два по-европейски мрачных серых доходных дома архитектора Шервуда (№1/2), в промежутке между ними и отсняли. Впрочем, куда эти два дома только не попадали, даже в научную фантастику. "Через тернии к звездам" (1980) - "Ния, иди на "Астру"!" - помните? Мрачные подземелья гибнущей планеты Десса - это подвалы тех самых "шервудских" домов.
А, к примеру, в забытой ныне "Комедии давно минувших дней" (1980) про совместные похождения Остапа Бендера, Ипполита Воробьянинова и Труса с Бывалым из Ивановской горки сделали Черноморск. В роли Канатной улицы, где стоял дом, под которым были зарыты сокровища, снималась летняя улица Забелина.
Конечно, нельзя не вспомнить и про давнюю режиссерскую традицию, о которой мы уже говорили выше: высоты Ивановской горки как нельзя лучше подходят для того, чтобы снимать там сложные и красивые автомобильные погони. В первую очередь можно вспомнить гонки на "Волгах" из детектива "Петровка, 38". Кадры, снятые на Горке, начинаются после того, как Сударь врезается в патрульную милицейскую мотоциклетку на Рождественском бульваре у дома №7. Далее по капризу режиссера и постановщиков происходит очередная пространственная "склейка": нам показывают, как уходящий от столкновения синий "рафик" влетает в угол палат Украинцева. Затем "Волги" выруливают по Старосадскому направо, выезжают в Хохловский, где Костенко сносит забор стройки напротив ограды церкви св. Владимира в Старых Садех, а после обе машины со стороны Забелина через проходные дворы "шервудских" домов рвутся в сторону Солянки.
Здесь же по Малому Ивановскому переулку в "Покровских воротах" Савранский зимой везет Костика "домой" на Гоголевский бульвар (где на самом деле находится "коммунальный очаг").
Кадр из фильма Алексея Балабанова "Брат 2". Фото: ИТАР-ТАСС
А самая известная снятая на Ивановской горке погоня - конечно же, у Балабанова в фильме "Брат-2". Тут, как говорится, двух мнений быть не может. Бойцы банкира Белкина гонятся за Данилой и Виктором по Старосадскому переулку от улицы Забелина, затем по Малому Ивановскому, затем - от угла Хохловского и Колпачного - снова в Малый Ивановский, оттуда - в Подкопаевский и вниз по Забелина до площади Варварских ворот. Там белая BMW ныряет в лабиринт дворов "шервудских" домов, где и происходит эпический расстрел преследователей из "чапаевского" пулемета "Максим". Кстати, тут же неподалеку обитал черный копатель Фашист со своим "эхом войны" - в подвалах дома Ярошенко в Подколокольном переулке 11/11/11 стр 2.
Кадры из фильма "Черная молния". Фото: ИТАР-ТАСС
Последняя на сегодняшний день погоня, снятая на горке, - из фильма "Черная молния" (2006). Дима Майков пытается оторваться от людей Купцова на белом "гендлевагене" в Хохловском и Малом Трехсвятительском переулках, а в Хитровском он внезапно узнает, что "Волга" может не только быстро ездить, но еще и летать.
Кстати, самым экзотическим транспортным средством, когда-либо ездившим или парковавшимся на Ивановской горке, был "хороноскаф" Шидлы, стартовавший из двора дома Телешова ("Азирис-Нуна", 2006). Это не считая, конечно, смешной оранжевой мотоколяски из фильма "Развлечение для старичков" (1976).
Вот на этом, пожалуй, и все. Список снимавшихся в декорациях Ивановской горки фильмов есть в соответствующей статье из Википедии, но он далеко не полон. Да и прямо сейчас там опять что-то снимают. В сообществе местных краеведов в "Живом журнале" как раз недавно появилась запись с фотографиями автомобилей начала века, приехавших в Подколокольный переулок на транспортных платформах "Мосфильма". А в марте текущего года на Хитровке и в окрестностях снимались эпизоды сериала "Убить Сталина". В общем, снимали, снимают и будут снимать. Главное чтобы на ту горку никто не лез с перестройками и реконструкциями.
Алексей Байков