10 августа не стало одного из самых известных и уважаемых скульпторов в мире – Эрнста Неизвестного.
Эрнст Неизвестный был… Впрочем, слово "был" к нему меньше всего подходит. Эрнст Иосифович всегда являл собою удивительный пример жизнелюбия и стойкости, казалось, никакая беда его не может взять, даже со смертью он умудрялся заигрывать – и та отступала, чтобы в очередной битве Неизвестный взял вверх.
Фронтовик, он прошел войну практически до конца: призванный в 1943-м 18-летним пацаном, он дошел до Австрии, где в 1945 году был тяжело ранен. Настолько тяжело, что даже когда был издан приказ о награждении Неизвестного за проявленный героизм орденом Красной Звезды, в приказе было написано "посмертно". Но это было, к счастью, не так – Эрнст Иосифович оправлялся в госпитале, много лет еще ходил на костылях (а старые раны напоминали о себе до конца дней) – но был жив.
Его отец был врачом, мать писала научно-популярные книжки для детей, а сам Эрнст, вернувшись с войны, решает посвятить себя искусству – сперва возвращается в родной Свердловск, потом едет в Ригу учиться в Академию художеств, а затем поступает в Суриковское училище в Москве. И все это время рисует, рисует, а еще – лепит. Пластика, умение зафиксировать движение, экспрессию, выразить в скульптуре то, что не передашь в живописи, подчинить себе объем и заложить в него метафору – вот, чего хочет добиться Неизвестный.
Он вступает в Союз художников, и уже в 1962 году его имя передается из уст в уста – всему виной знаменитая выставка молодых художников в Манеже, куда пришел ознакомиться с "новым искусством" сам Никита Сергеевич Хрущев. К тому времени Неизвестный – уже известный молодой автор, его работы видели и хвалили Пикассо и Ренато Гуттузо, так что когда Хрущев набросился на него с яростной критикой, мол, "мне не нравятся лица на ваших скульптурах", Неизвестный возразил, что, между прочим, известные международные художники-коммунисты хвалили его работы. Но Хрущев в своей оголтелой простоте был неумолим: "А я – первый коммунист коммунистической партии, и мне ваши работы – не нравятся!" – отбрил он Неизвестного.
Казалось бы, после этого на карьере в Советском Союзе можно было ставить крест, но партийные бонзы, даже несмотря на критику Хрущева (тот, к чести сказать, под конец все-таки поутих и, покидая выставку, даже заявил, что у Неизвестного есть "интересные работы" – видимо, сказался авторитет Пикассо), все-таки делают скульптору важные заказы. Впрочем, и Хрущев отправлен на пенсию, а Брежнев поначалу дает вчерашней культурной оппозиции некоторое послабление.
Например, для пионерлагеря "Артек" Неизвестный в 1966 году создает "Прометея", а для Московского института электронной техники ваяет гигантский рельеф. Вообще монументальное искусство для Неизвестного – высшая точка творчества, он хочет создавать большие, сложные, многофункциональные композиции, наполненные множеством образов, чтобы эти скульптуры можно было бы читать, как книги.
Но нарастающий застой советского государства душит Неизвестного и в прямом, и в переносном смысле – его сложному, комплексному мышлению нелегко существовать в брежневском болоте: и на волне эмиграции 70-х Неизвестный отправляется за границу. Навсегда. Сперва – в Швейарию, а оттуда – в Америку, которая становится для него второй родиной: тут он может творить, что захочет, и воплощать задуманное.
Своим главным произведением он считает "Древо жизни" – большую композицию, своеобразную скульптурную историю всего человечества – в нее должны войти все образы, которые он создавал до этого – и Прометей, и распятие, и Богоматерь, и даже "Маска скорби" – метафора всех бед, свалившихся на многострадальную Россию (ее в итоге Неизвестный поставит не где-нибудь, а в Магадане).
Уехав на Запад, Неизвестный примирился со своим прошлым. Когда умирает Хрущев, родственники политика обращаются именно к неизвестному с просьбой сделать надгробный памятник для Никиты Сергеевича, и Неизвестный соглашается. Для него это способ "завершить разговор". Он делает монумент Хрущеву – авангардный, но чрезвычайно точный, безоговорочно принятый и семьей умершего, и всеми, кто видит этот памятник. Видение Неизвестного снова победило.
Он продолжает экспериментировать, в том числе и над собой: даже пытается однажды покончить с собой. Ему, по его же собственным словам, "хотелось заглянуть за грань и увидеть, что же там, в посмертии". Но Бог снова сохранил Неизвестного – попытка оказалась неудачной, и жизнь продолжилась.
Он не терял связь с Россией, последний раз прилетал на родину в свой 80-летний юбилей, дальше долгие перелеты уже давались с трудом – возраст. Дружил со всеми ключевыми персонами русской эмиграции – с Бродским, с Барышниковым, виделся с Высоцким, когда тот приезжал в Америку на гастроли… Неизвестный до последнего мгновения чувствовал себя частью русской культуры – и уж этого у него никакие политик не могли отнять.
Он бодро перешагнул 90-летний рубеж, продолжал лепить и рисовать – конечно, старые раны давали о себе знать, ноги отказывались слушать, периодически приходилось ездить на коляске, но Эрнст Иосифович все равно сохранял оптимизм и азарт того мальчишки, что когда-то вернулся с фронта и с яростью и весельем окунулся в новую, невиданную доселе жизнь.
Он ушел внезапно, но остались его работы: и "Древо жизни" по-прежнему растет, переплетаются судьбы и проплывает перед нами череда образов, которые он успел зафиксировать, обратить в бронзовую метафору. Скульптура долговечна, а память бесконечна.
Редакция m24.ru вспоминает самые знаменитые работы гения.
Памятник Хрущеву на Новодевичьем кладбище
Одна из самых известных работ Эрнста Неизвестного. Хрущев называл произведения Неизвестного "дегенеративным искусством", вынудил мастера эмигрировать, однако Неизвестный, создавший ему посмертный памятник, позже говорил: "Художник не может быть злее политика, я его простил". Монумент философичен: борьба добра и зла, черного и белого, греха и добродетели. Именно таким в истории и предстает Никита Сергеевич.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
"Древо жизни"
Чтобы увидеть эту семиметровую композицию, москвичам нужно отправиться в район "Москва Сити", где расположен торгово-пешеходный мост "Багратион". Она была установлена в 2004 году, а замысел произведения мастер вынашивал 40 лет. И вновь здесь запечатлена идея борьбы темноты со светом. Семь лент Мёбиуса переплетаются, соединяя множество лиц (от Будды до Юрия Гагарина), рук, ног, религиозных символов. Сам мастер говорил, что понимать каждый из символов не нужно, главное, внутренне почувствовать идею и настроение композиции
Фото: m24.ru/Юлия Иванко
"Возрождение"
Монумент на Большой Ордынке появился в 2000 году, когда Неизвестный отмечал 75-летие. В центре стелы – архангел Михаил, защищающий Русь. Архангел ведет страну к возрождению, но путь сложен. Молнии, грозы, Змий противостоят свету. Тем не менее добро побеждает: цветок жизни тянется к небу и сокрушает преграды. Венчают композицию виноградные лозы. Стела создана из иерусалимского камня.
Фото: ТАСС/Виктор Великжанин
"Тэфи"
Статуэтка Орфея, вручаемая ежегодно лучшим телевизионщикам как премия "Тэфи", тоже создана по эскизам Эрнста Неизвестного. Над образом древнегреческого героя, играющего на струнах души, скульптор начал работу сразу после скандала в Манеже с Хрущевым. Орфей – это символ борьбы человека с тяжелыми препятствиями. оригинал хранится в США, его вес составляет 8,5 килограммов.
Фото: ТАСС/Олег Булдаков
"Сквозь стену"
Эта скульптура Эрнста Неизвестного была презентована им в 1996 году тогдашнему президенту Борису Ельцину. Эта работа символизирует прорыв через, кажется, непреодолимую преграду. Таким образом художник выразил надежду, что глава государства сможет побороть болезнь.
Фото: ТАСС/Виктор Великжанин
"Цветок лотоса"
Памятник высотой 75 метров был установлен на Асуанской плотине в Египте в честь дружбы народов в 1971 году. Этот монумент считается самой большой скульптурой в мире. По задумке автора, эта работа должна была содержать рельефы, однако из-за бюрократических проволочек от этой идеи пришлось отказаться.
Фотохроника ТАСС/Р. Орестов
"Маска скорби"
"Маска скорби" – мемориал в Магадане, посвященный памяти жертв политических репрессий. Его высота составляет 15 метров. В центре скульптура – стилизованное плачущее лицо, слезы на котором представляют собой маленькие маски. Правый глаз изображен в виде глаза с решеткой. А внутри самого монумента – копия тюремной камеры.
Фотохроника ТАСС
"Бертран Де Борн"
Это одно из самых загадочных произведений Неизвестного. Скульптура представляет собой перепутанные части тела, где рука, возникающая из груды мускулов, держит за волосы голову. Эта работа считается автопортретом художника.
Фото: mos.ru
Ссылки по теме
Павел Сурков, Ольга Косолапова