Фото: ИТАР-ТАСС
Московские власти в середине июня по конкурсу выберут единого оператора велопроката, рассказал M24.ru источник в мэрии. Он должен будет установить в столице 300 пунктов проката на 4,5 тысячи байков и обслуживать систему в 2014 - 2016 гг. В Банке Москвы M24.ru отметили, что, тем не менее, будут продолжать спонсорскую поддержку проекта.
Власти позволят оператору несколько повысить цены за услуги, по сравнению с прошлогодними. Так, абонентская плата вырастет со 100 до 150 рублей. Доплаты за первые полчаса не будет, как и сейчас. Доплата за час катания останется на прежнем уровне - 30 рублей, а вот за два часа нужно будет заплатить уже 120 рублей, а не 90, как сейчас, до трех часов можно будет кататься за 360 рублей (сейчас 300), до четырех часов - за 1 тысячу рублей (сейчас 900). Плата за сутки составит, как и сейчас, 1,5 тысячи рублей. При этом появится тариф, позволяющий пользоваться велосипедом от суток до двух за 3 тысячи рублей.
К слову, будут увеличены и другие абонентские тарифы: за 7 дней нужно будет заплатить 400 рублей , за 30 дней - 600 рублей, а за весь сезон - 1,2 тысячи рублей. Заплатив абонентскую плату, велосипедист сможет все эти дни кататься бесплатно по полчаса. Правда, тем, кто выберет эти тарифы, придется заплатить депозит в размере 1 тысячи рублей. Он вернется владельцу по окончании срока действия абонентской платы.
Эти тарифы будут действовать в 2014 году. В этом году также планируется в два раза - с 15 до 30 тысяч рублей - поднять сумму "штрафа" для велосипедистов, которые не вернули байк в систему в течение 48 часов. Это нарушение будет приравнено к воровству велосипеда.
Оплатить прокат можно будет банковской картой или "Тройкой". Оператора обяжут на каждом пункте устанавливать паркоматы, где можно будет не только оплатить прокат, но и платную парковку автомобиля. То есть москвичи смогут оставить машину в центре города и пересесть на велосипед. Источник в мэрии отметил, что нынешние тарифы на прокат будут действовать до конца месяца. В июне старые пункты, скорее всего, начнут разбирать, а на их месте чуть позже появятся новые.
Новый велопрокат будет круглосуточным, но не круглогодичным. Сезон, как и сейчас, будет длиться с 1 мая по 31 октября. За три года московские власти заплатят оператору около 450 млн рублей, то есть примерно по 150 млн рублей за сезон. Оператор должен будет обеспечивать пункты проката велосипедами весь сезон и следить, чтобы станции не пустовали. Как уточнил источник в мэрии, в 2014 году "в 7 утра ежедневно на стойках должно быть не менее 20% от запланированного количества велотранспорта". А, начиная с сезона 2015 года, ежедневно на стойках должно быть не менее 4,5 тысячи велосипедов. В целом, в этом году планируется открыть 150 станций проката, все 300 запустят уже к следующему сезону.
К концу июня оператор должен будет подготовить адресную программу размещения новых пунктов велопроката. 75% из них будут располагаться в центре города, на расстоянии не более 800 метров друг от друга. Он также создаст новый веб-сайт для регистрации пользователей и мобильное приложение на платформах iOS, Android, Windows Phone на русском и английском языках. Сегодня получить доступ к прокату можно через портал "Велобайк".
Оператор должен будет проверять состояние стоек велопарковок дважды в месяц: 1 и 15 числа. Если велосипед похитят или сломают, то он должен будет исправить это за счет своих средств, а все жалобы от пользователей необходимо будет рассматривать в течение суток.
Вес велосипеда в новом прокате не должен превышать 25 кг (напомним, сейчас - 14 кг). Велобайк должен быть оснащен, как минимум, тремя скоростями, светодиодными габаритными огнями спереди и сзади, подножкой для временной парковки, звонком, а также блоком электронного управления на руле с клавиатурой и возможностью разблокировки картой с RFID чипом, в том числе картой "Тройка". Кроме того, в передней части велосипеда должна быть установлена корзина для перевозки мелких грузов.
В пресс-службе Банка Москвы сообщили M24.ru, что структура банка ЗАО "Ситибайк" будет участвовать в конкурсе московских властей и надеется стать оператором велопроката. В пресс-службе отметили, что оператор займется лишь эксплуатацией велопроката. Велосипеды и станции, как и раньше, будут закупаться на привлеченные от спонсоров средства. "В этом году спонсором велопроката выступит также Сбербанк, Банк Москвы остается основным спонсором. Система прошлого года будет передана в другие города", - отметили в пресс-службе. Напомним, Банк Москвы, в частности, планирует установить 34 станции велопроката в Петербурге. Для московской системы сейчас ищут дополнительных спонсоров.
Руководитель движения "Русвелос" Петр Дворянкин считает, что 450 млн за три года – адекватная цена за обслуживание сети велопроката. "За систему прошлого года, чешский комплекс Homeport, Банк Москвы заплатил около 100 млн рублей, при этом окупил около 10 млн, не считая пиар-эффекта", - сказал Дворянкин.
Дворянкин считает, что велопрокат должен работать круглогодично. "Хотелось бы, конечно, чтобы цены снижались, а не росли", - добавил эксперт.
Президент региональной общественной организации "Велотранспортный союз" Игорь Налимов отметил, что стоимость велопроката повысится из-за модернизации велосипедного парка. "Возможно, будет установлена система видеонаблюдения, модернизирована система регистрации. Все это непосредственно повлияет на стоимость проката", - пояснил он. Эксперт уверен, что небольшой рост цен не снизит популярность проката среди москвичей.
Напомним, городская сеть проката велосипедов была запущена 1 июня 2013 года.
Марина Курганская, Наталья Савельева, Мария Солтыс