Фото: m24.ru/Александр Авилов
Детская больница – не самое веселое место и для детей, и для родителей. Процедуры, стресс, неизвестность, незнакомые люди, скучные стены коридоров и палат… И если отменить болезнь нельзя, то сделать пространство больницы более приветливым можно – именно этим уже три года занимается проект "Веселый коридор". Художники-волонтеры превращают обычные стены в сказки, космические станции и сладкие миры. Более 300 человек уже поучаствовало в проекте, еще столько же готовы присоединиться в 2016 году.
Как в обычном коридоре появляется сказка, кто приходит рисовать, и как на больничное искусство реагируют пациенты и персонал – узнал корреспондент m24.ru, побывав на росписи в одной из больниц.
Стенка за стенкой
– Художники? Они вон там, у гардероба собираются. Бахилы не забудьте надеть, – говорит охранник.
В Детской городской больнице № 7 не самая простая планировка, но пять первых волонтеров уже нашлись и ждут организатора. Все сегодня в первый раз, и более опытный организатор первым делом показывает нам фронт творческих работ. Длинный коридор, ведущий в стационар дневного пребывания и приемные кабинеты, похож на лист раскраски – маркером нарисованы Емели, девушки в сарафанах, Деды Морозы и прочие герои. Для каждого случая выбирается своя тема, на этот раз ей стали русские зимние и весенние сказки. Где-то фигуры уже раскрашены, где-то только появляются. Например, художник Ната на одной из стен сначала мелом, потом маркером рисует море и ряд богатырей – видимо, тех самых, что "в чешуе как жар горя...".
Фотогалерея
Волонтеры переодеваются, берут грунтовку, валики, кисти. Подтянулось еще человек пятнадцать, что для "коридора" можно считать ажиотажем. Поначалу даже не всем хватает занятий. Среди пришедших – профессиональные художники, дизайнеры интерьера, те, кто рисует для себя или делал это в детстве.
– Иногда приходят люди, которые вообще никогда не рисовали, но хотят поучаствовать, – рассказывает руководитель проекта Анна Румянцева, – Хоть к атмосфере больницы не сразу привыкаешь, многие приходят в проект за релаксом и удовольствием. Потому что процесс создания рисунка затягивает, как волшебство. Например, девушка, с которой я начинала три года назад, работала в больнице детским анестезиологом. И в свои редкие выходные снова шла в больницу, но уже рисовать, для нее это было неким анти-стрессом.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Как часто бывает, история "Веселого коридора" началась с совпадения. В 2012 году Анна Румянцева увидела объявление попечительского совета Морозовской детской больницы с предложением на зимних каникулах расписать несколько стен в лечебном отделении.
– Я была свободна в зимние праздники, и захотела получить опыт рисования на стене. Так как в попечительском совете Морозовки не было художников, я взялась помогать с выбором и закупкой материалов. Стенку мы расписали, а краска осталась. И мы перешли в другие отделения. За полгода сделали веселыми три штуки, за три года – десять. Дело выросло в отдельный проект при Морозовской больнице, – говорит Румянцева.
Раскрась по номерам
Когда подсыхает грунтовка, приносят краски с номерами на крышках. Такие же номера есть на каждом рисунке. Каждый волонтер берет свой номер краски, ищет его на стене и, как в детстве, закрашивает картинку по контуру.
Это – отработанная методом проб и ошибок система. Сначала эскизная группа художников выбирает тему, потом разбивает коридор на участки и делает для каждого свой сюжет. Потом их объединяют, чтобы один рисунок (в данном случае – одна сказка) плавно перетекал в другой. Чтобы визуально коридор не дробился, для всех сюжетов придумывают общую цветовую гамму. Наш коридор – в голубых оттенках.
Фотогалерея
После бурной осады организаторов с просьбами дать кисти, номер краски, салфетки, что-то объяснить и т.п., волонтеры расходятся по углам и стенкам. Процесс закрашивания по контурам действительно приятен и даже медитативен. Впрочем, лечебный процесс никто не отменял – по коридорам то и дело катят тележки, идут врачи и маленькие пациенты.
По словам волонтеров, очень часто дети, лежащие в больнице, просят присоединиться и порисовать – и на стене появляется незапланированный по эскизу цветочек или елочка. Если ребенок рисует хорошо, можно и что-то посерьезнее доверить. Сегодня в "Веселом коридоре" с кисточками ходят два ребенка, но не пациенты, а дети сотрудницы, которых она специально привела порисовать.
– Давайте ко мне в кабинет поднимайтесь, шишку какую-нибудь на стене нарисуйте!, - предлагает девочкам проходящий мимо врач. Это тоже очень ценно, когда врачи, чаще всего уставшие и замотанные, отвлекаются от дел и могут улыбнуться или пошутить.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Борьба с обороной и предубеждениями
–У нас одно из главных правил – не мешать лечебному процессу, поэтому мы выбираем время с минимальной загрузкой отделения, – рассказывает Анна Румянцева, – но все равно иногда бывают форс-мажоры и недоверие. Самое частое – это волнение, что краска будет пахнуть. Но я ее очень внимательно выбирала – приходила на рынок и буквально залезала носом в банки разных марок, пока не нашла краску абсолютно без запаха. Если мы рисуем в палатах, бывает, что родители настолько нервничают, что не пускают художников на порог. Как ни объясняй, что их дети через десять минут будут счастливы от рисунков – бесполезно. Поэтому в палатах мы рисуем только когда они пустые. Ну и, конечно, главные люди в больницах – это уборщицы, – шутит художница.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Трудности-трудностями, но эффект от работы заметен уже в процессе творчества. Люди начинают медленнее идти по коридору, дети заглядываются и отвлекаются на картинки. Одна из сотрудниц подходит к недорисованной стенке сфотографироваться на пропуск, потому что так красивее получится.
– А одна из лаборанток рентген-кабинета, который мы разрисовали тортиками и леденцами, говорит, что теперь никуда из больницы не уйдет, потому что у нее лучший кабинет. Другой кабинет, томографии, мы превратили в космическую станцию. Врачи теперь говорят детям: "Так, залезай, сейчас полетишь в космос!" – и такая игра многих успокаивает, – с улыбкой рассказывают организаторы.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Тем временем первый слой краски сохнет, и волонтеры моют кисти, пьют чай или переключаются на новые рисунки. Говорят, самые увлеченные проводят в коридоре по восемь часов – затягивает. Обычно один коридор делает примерно одна команда волонтеров. Там уже появляются активные люди, и можно оставлять на них процесс, перемещаясь в следующее отделение. Сейчас это особенно актуально, потому что все больше детских больниц интересуются и зовут "Веселый коридор" к себе.
Фотогалерея