Тематическая подборка произведений советской живописи к 1 мая.
Александр Дейнека. Стахановцы. 1938
1 мая – День труда или Праздник весны и труда, или День международной солидарности трудящихся. Это не только советский праздник – его отмечают во многих странах мира, пусть и в разные даты. Но если исторически смысл этого праздника был связан с борьбой за права рабочих, то сегодня для большинства 1 мая – это еще один выходной, повод отправиться в небольшое путешествие или открыть дачный сезон. Если вы остались на эти дни в Москве, то отправляйтесь в музеи – по случаю праздников Третьяковская галерея отменила выходной в понедельник и будет работать до 18:00. В залах музея на Крымском валу есть отличная коллекция живописи с "трудовыми" подвигами советских рабочих.
Степан Карпов. Дружба народов. 1924
Попробуйте представить этих людей обнаженными, и сразу поймете, что их место не в советской реальности, а в Древней Греции. Такие фигуры могли бы поддерживать колесницу Аполлона или сражаться с кентаврами среди скульптур, украшающих античные храмы. Но они оказались здесь, на эпическом полотне Степана Карпова, в костюмах рабочих, революционеров и крестьян. Это говорит лишь об одном: у художника за плечами была мощная академическая школа, и он совершенно точно был знаком с классической традицией в живописи. Он изображает обобщенный образ народа, строящего новую страну.
Александр Самохвалов. Киров принимает парад физкультурников. 1935
Кстати, День труда первоначально был вовсе не советским праздником. Его история берет начало в 1886 году, когда американские рабочие-анархисты в Чикаго устроили митинги и демонстрации, закончившиеся кровопролитием. В РСФСР праздник стал официальным в 1918 году под названием День Интернационала, а Днем солидарности трудящихся он стал только в 1972 году. Сразу после революции в новой стране стали проводиться первомайские демонстрации трудящихся и военные парады – первый военный парад РККА прошел в 1918 году на Ходынском поле, и только после 1945 года военные парады стали традицией Дня Победы, 9 мая. А на второй день праздника, как правило, во всей стране проходили "маёвки" – массовые празднования на природе.
Борис Комаров. Молодежь метро за учебой. 1937
Тематика трудовых картин постепенно менялась – в зависимости от тех идей, которыми жила страна. В 1930-е годы главной темой "ударного труда", разумеется, стало строительство метро. Герои такой живописи всегда одеты в соответствующую рабочую одежду, перемазаны грязью и сажей – совсем не белые воротнички. Но тем не менее, композиция, позы и жесты – все это художник заимствует из классической живописи. Так, как сидят молодые рабочие на картине Комарова, могли бы сидеть студенты на "Уроке анатомии доктора Тульпа" Рембрандта.
Александр Дейнека. Стахановцы. 1938
Еще одно эпическое полотно "Стахановцы" было написано Александром Дейнекой, художником, оформившим плафоны на станции метро "Маяковская" в Москве. Здесь он изображает бескрайнее море счастливых людей, идущих на первоймайской демонстрации. Интересно то, как художник работает с планами: чтобы создать это ощущение бесчисленного множества людей, он пишет крупные фигуры на переднем плане, а следом за ними – крошечные силуэты людей, которые кажутся очень далекими, при этом средний план у него совершенно отсутствует.
Аркадий Пластов. Сенокос. 1945
А "Сенокос" Пластова – это уже послевоенная картина. Главный подтекст – тишина, мир и спокойствие 1945 года.
Александр Дейнека. На просторах подмосковных строек. 1949
Это уже совершенно другой Дейнека. Послевоенная живопись этого художника близка к суровому стилю 1960-х. Трансформация, произошедшая с индивидуальным стилем мастера, поразительна: от бравурных эпических полотен, изображающих безоблачную жизнь Страны Советов, он переходит к реалистичному изображению тяжелого труда, в том числе – женского, в самых сложных погодных условиях.
Андрей Мыльников. На мирных полях. 1953
Но не все художники одновременно почувствовали смену живописного контекста и перешли к суровому стилю. Даже в 1950-х советские мастера продолжали создавать безоблачные сельские пасторали. Интересно, что Мыльников, ко всему прочему, был еще и художником импрессионистического толка, поэтому его картины наполнены светом и воздухом, в соответствии с традициями этого живописного направления.
Юрий Пименов. Район завтрашнего дня. 1957
Юрий Пименов был одним из художников, изобразивших 1960-е как эпоху надежд "за секунду до светлого будущего". Стройки, свадьбы, молодые ученые, автомобили – все это мчится навстречу завтрашнему дню. Это сделало его одним из главных мастеров своего поколения. Это уже не довоенный эпос Дейнеки или Самохвалова, но еще и не суровый стиль 1960-х.
Таир Салахов. С вахты. 1957
"Суровый стиль" отличался от соцреализма Юрия Пименова и других мастеров более грубыми формами и сюжетами. Если первый говорил о трудовых подвигах, то второй – о счастливой послевоенной жизни в мирной социалистической стране. Героями сурового стиля часто становились рабочие, строители, крестьяне, а темами – тяжелый физический труд и грубость бытия. И в отличие от первомайский триумфальных шествий такие полотна говорили суровую правду.
Виктор Попков. Строители Братска. 1960-61
"Строители Братской ГЭС" – одно из главных произведений так называемого "сурового стиля" рубежа 1950-х – 1960-х годов. Оно стало символом своего времени и, наверное, одной из последних картин эпохи, когда люди еще верили в возможность строительства иного будущего и нового мира.