Фото: m24.ru/ Александр Авилов
В Москве открылась выставка "Скажи: Я люблю тебя" мастера эпатажа Андрея Бартенева – художника, который законсервировал свою эпоху.
Так уж сложилось, что фигура Андрея Бартенева на российской арт-сцене стоит особняком. Был, конечно, еще Владислав Мамышев-Монро, но это уже совсем другая история. К 50-летнему юбилею художника (во что верится с трудом) Московский музей современного искусства на Гоголевском подготовил масштабную экспозицию, посвященную творчеству художника и его учеников.
Фото: m24.ru/ Александр Авилов
Экспозиция поражает прежде всего размахом: под нее отведено оба этажа двух корпусов музея. При этом от входа до выхода существует четкий маршрут, в силу чего прогулка напоминает путешествие по внутренностям какого-то невообразимого существа. Ощущение реальности пространства теряется. Даже если очень хорошо знать план музея, в какой-то момент можно поймать себя на мысли, что не понимаешь, где находишься и долго ли еще идти.
Пространство то расширяется и увеличивается, вмещая в себя гигантские инсталляции, занимающие практически 90% всего помещения – обойти их можно лишь по узкому проходу вдоль стены; то сжимается до маленьких черных комнат со светящимися мультимедийными проекциями, где одновременно может находиться всего несколько человек.
Посетителям постоянно необходимо нагибаться, чтобы пройти в следующий зал, кого-то обходить или через что-то перешагивать. В какой-то момент гостей выбрасывает во внутренний двор: тут можно перевести дух, а дальше – нырять в соседний корпус.
Фото: m24.ru/ Александр Авилов
Выставка Бартенева – своеобразный мир из "Алисы в стране чудес" или фильмов Тима Бертона, где спонтанность, сумбур, красочность и неожиданность в сочетании с дезориентирующей монохромностью или кислотностью, мерцанием и свечением, стремятся вырвать зрителя из привычных измерений реального мира. В общем, амбиции художника в совершенстве достигают своих целей.
За время творческой деятельности Бартенев собрал вокруг себя группу последователей, работы которых также представлены в ММОМА. Этот раздел получил название "Фабрика", что, разумеется, служит отсылкой к "Фабрике" Энди Уорхолла. Правда представленные тут экспонаты отсылают не к 60-м, а прямиком в российские 90-е. Взять хотя бы череп, как у Демьена Херста, только облепленный не стразами, а фишками. Выставка вообще скорее для тех, кто хочет поностальгировать по эстетике 90-х.
Фото: m24.ru/ Александр Авилов
Торжественное открытие не было похоже на привычное разрезание ленточки. Это больше напоминало маскарад с нелепыми и невероятными костюмами. Между тем, в ММОМА в тот вечер собралась вся арт-тусовка 90-х: люди, которые помнят не только Владика Монро, но и те, кто стоял у истоков современного российского искусства, писал и читал "Птюч", встречался на квартирниках и знал, кого в каком сквоте искать. Учитывая недавний всплеск ностальгии по десятилетию, венчавшему XX век, выставка случайно или намерено поймала этот дух.