Музей современного искусства "Гараж", в отличие от большинства московских музеев, работает ежедневно. Но именно по понедельникам редакция m24.ru в рубрике "10 неизвестных" знакомит вас с десятью произведениями мирового искусства, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей.
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
30 сентября в Музее современного искусства "Гараж" открылась выставка подпольного словенского искусства "NSK: от "Капитала" к капиталу". Впервые в России можно увидеть работы художников направления Neue Slowenische Kunst ("Новое словенское искусство", сокр. NSK), предоставленные Музеем современного искусства Любляны. В экспозиции собраны арт-объекты и документация всех ключевых событий Югославии 1980-1992 годов: концертов, выставок, театральных постановок, перформансов, подпольных акции и публичных выступлений.
IRWIN "Посольство NSK в Москве", 1992
Проект "NSK: от "Капитала" к капиталу" представляет собой обзор югославского искусства 1980-х годов, то есть накануне распада страны. И объединение Neue Slowenische Kunst ("Новое словенское искусство", сокр. NSK) стало наиболее радикальным проявлением культурных и общественных настроений той эпохи. Куратор выставки в "Гараже" – Зденка Бадовинац, директор Музея современного искусства Любляны, откуда и приехала большая часть работ.
Экспозиция включает в себя три самостоятельных раздела: большой проект художественной группы IRWIN под названием "Капитал", аудио-визуальный раздел, посвященный словенской музыкальной группе Laibach, манифесты и документация деятельности театральной труппой "Театр сестер Сципиона Назики".
IRWIN "Смерть идеологии", 1988
Чтобы разобраться в том, что означают все эти радикальные лозунги и оленьи головы, из которых состоит выставка в "Гараже", нужно понять особенности социальных и культурных настроений эпохи. "В начале 1990-х в Югославии шла война, которая поставила кураторов и художников перед вопросом, какую роль они играют в сложившейся ситуации", – рассказывает Зденка Бадовинац. В постсоветской России об искусстве этого периода практически не говорили – ни тогда, ни впоследствии. Одним из первых шагов в попытке осмыслить эту ситуацию через искусство стала конференция 1996 года "Жить с геноцидом", посвященная войне в Боснии и геноциду мусульман. К ней привлекли главных фигур арт-сцены.
Общей проблемой, которой занималась группа NSK, была попытка использовать ретро-авангард, то есть возвращение к корням идеологии тоталитарного государства. Поэтому в работах группы IRWIN так сильно влияние супрематизма Казимира Малевича. Но по своей сути эти работы представляли собой постмодернистское высказывание: они обращались не только к ключевым формам авангарда, но и к поп-арту.
IRWIN "Капитал", 1991
Художники группы IRWIN начали работать над проектом "Капитал" в тот момент, когда Социалистическая Федеративная Республика Югославия еще существовала. Работа была завершена уже после распада государства, и этот факт, безусловно, оказал огромное влияние на смысл и интерпретацию проекта. По словам куратора, NSK поставили под сомнение дуализм "социализм против капитализма", предложив альтернативную модель построения общества. Это сделало NSK глобальным культурным явлением, выходящим за рамки одной страны и одного десятилетия.
IRWIN. Проект "Капитал", 1991
Ведущим художником группы IRWIN был Борис Гройс, один из главных российских кураторов современности. В статье "IRWIN: тотальнее, чем тоталитаризм" он рассуждает на тему того, что русский авангард не самостоятельная эпоха, а лишь определенная форма тоталитарного искусства, которое вновь обрело силу на волне югославских событий. Это подчеркивали и сами художники: опираясь на образы, которые имеют сильные политические и/или художественных трактовки, в том числе фашистского, советского, религиозного и супрематического толка, работы IRWIN имели травматический и провокационный эффект.
IRWIN. Проект "Капитал", 1991
При этом, даже учитывая использование фашистских или советских символов, искусство IRWIN не предполагало прямого обращения к фашистской или советской идеологии. Через иронию художники пытались продемонстрировать насколько кратковременна историческая память общества, учитывая, что менее чем через полвека после окончания Второй мировой войны государства вновь развязывают военные конфликты и переходят к тоталитарным формам правления.
IRWIN. Проект "Капитал", 1991
Оленья голова, которая многократно изображается и используется в работах IRWIN, также становится политическим знаком: это старый символ словенских народов, символ Австро-Венгрии, которая управляла этим регионом до Первой мировой войны, и символ, принятый в XX веке коммунистической партией боссов (боснийцев, то есть югославов). В заключении этого, в борьбе за независимость Словении, дикая природа была вновь использована, на этот раз как символ объединения народа.
IRWIN "Один (с православными крестами)", 1997–2001
"Художники предложили мощнейшую критику не только социалистического режима, но и капитала, агрессивно вторгавшегося в тот момент в бывшую Югославию. Их критика была не только обращена на тоталитаризм (на конкретно социалистический тоталитаризм), но и на самый могущественный тоталитаризм нашего времени – всемирный капитал. А его сложнее распознать, он не окрашен в черное и белое и может быть весьма приятным и ярким. Вот он вторгся в наши так называемые внутренние пространства", – поясняет куратор выставки Зденка Бадовинац.
Группа Laibach, афиша выступления 5 мая 1984 года
Группа Laibach стала еще одним участником объединения NSK. Эта индастриал-группа также использовала в своих выступлениях лозунги милитаризма и тоталитаризма в качестве провокации. Созданный в 1980 году, коллектив сразу начал сотрудничать с IRWIN и театральной труппой "Сестер Сципиона Назики". Первая выставка Laibach называлась "Красные районы" и была запрещен еще до открытия за "неправильное и безответственное" использование черных крестов Казимира Малевича, отсылающее к фашистской эстетике.
Группа Laibach. Laibach mosaic, 2010
Первая выставка объединения прошла в Белграде год спустя. Этот проект и концерты группы привлекли внимание полиции из-за использования политических лозунгов и милитаристских выкриков музыкантов со сцены. кульминацией истории стало выступление группы на фестивале Novi Rock в Любляне, где фронтмен Томаж Хостник появился в военной форме. Этот шаг привел к беспорядкам в толпе, и кто-то бросил ему в лицо бутылку с водой, причинив музыканту тяжелую травму. Все это привело к тому, что после концерта в Загребе 11 декабря 1982 года Хостник покончил жизнь самоубийством.
IRWIN. Серия "Монохромы", 2008
Определенный социальный, культурный и политический контекст и предчувствие распада Югославии привели к тому, что в 1980-х годах творчество группы NSK стало наиболее ярким выражением общественных настроений. Их агрессивная позиция и не всегда считываемая ирония (а иногда и ее абсолютное отсутствие) превратились в своего рода знаки эпохи. Сегодня, кажется, эти вопросы уже не актуальны. Или все-таки актуальны?
Фотогалерея