Гари Аспден. Фото: M24.ru/Владимир Яроцкий
Кто-то коллекционирует редкие автомобили, кто-то собирает предметы, связанные с любимым фильмом, а британец Гари Аспден сходит с ума от раритетных кроссовок. В коллекции Гари около двенадцати тысяч пар обуви его любимой фирмы. Пятьсот кроссовок из собственного собрания Гари привез на выставку в Москву. Мы пообщались с коллекционером о том, почему охота за винтажной обувью напоминает покупку картин, как стать обладателем единственной пары в мире и почему хобби спасает в трудные времена.
- Вы привезли в Москву пятьсот пар кроссовок. Какие модели больше всего вам дороги?
- Сейчас я расскажу историю, которая делает меня очень сентиментальным. Как-то мы создавали совместную коллекцию с брендом Y-3 by Yohji Yamamoto. В разгар работы над проектом моя жена пережила тяжелые преждевременные роды. Мой сын родился на шесть недель раньше положенного срока. Тогда я сходил с ума, потому что разрывался между проектом, над которым работаю, и ребенком.
Я помню, как сидел в роддоме в Англии и звонил в офис в Германии, чтобы узнать, что происходит на проекте.
Когда я смог полноценно вернуться к работе, компания разработала и подарила мне крошечную пару детских кроссовочек и пару побольше на то время, когда мой сын подрастет. Когда большая компания делает для тебя что-то хорошее в трудное время, ты чувствуешь себя намного лучше.
Пара с портретом Гари. Фото: M24.ru/Владимир Яроцкий
- Почему вы решили показать коллекцию в Москве?
- Представители adidas в России увидели аналогичную выставку в Манчестере и предложили мне привести коллекцию в Москву. Я вспомнил, как приезжал к вам семь лет назад с Иэном Брауном из группы The Stone Roses на Финал Лиги Чемпионов. Тогда я отлично провел здесь время и с удовольствием согласился вернуться. На этот раз с выставкой.
Я долго выбирал, что именно привезти в Москву. Получился микс из редких моделей, пар с автографами звезд и винтажных кроссовок.
Я замечаю, что бренд adidas Originals популярен в России. В день открытия выставки я увидел много классных ребят, одетых так же круто, как в Великобритании. В особенности стиль москвичей напомнил мне моду Манчестера, где я живу.
Фотогалерея
- У нашей страны с этими кроссовками особые отношения. Во времена СССР для советских людей производили одну единственную модель. Это были синие замшевые кроссовки с тремя полосками. Все молодые люди мечтали о них.
- Да, я слышал о них. Как раз субботним утром, когда мы представляли новую коллекцию adidas в одном московском магазине, один из пришедших ребят, показал мне фотографию этих кроссовок. Здорово! Для вас adidas тоже много значит, и я очень рад, что моя выставка приехала в город, где так много доброжелательных людей.
Фото: M24.ru/Владимир Яроцкий
- Вы ведь привезли только часть коллекции. Сколько у всего кроссовок в ваших запасниках?
- Примерно двенадцать тысяч.
- Как вы храните свою коллекцию? Ведь нужно чтобы каждая пара выглядела как новенькая.
- Трудно сказать, что большинство пар выглядят отлично, потому что я люблю их носить (смеется). О том, как все это хранить, думал не я. У меня есть хороший друг, который работает графическим дизайнером. Он жутко любить все складывать, компоновать. Именно он помог оформить мою коллекцию. Все лежит на складе, в пронумерованных коробках и на каждой коробке фото пары, чтобы быстро определять нужную.
- Где вы ищете кроссовки для коллекции?
- Я работаю с adidas семнадцать лет и отвечаю за связи бренда с развлекательной индустрией – музыкой, кино и так далее. Мне нравится, что многие творческие люди из Англии – большие фанаты этой фирмы, у которых скопилась просто куча редких кроссовок. Например, мои друзья из The Stone Roses. Когда я посылаю им новые пары, в ответ от них получаю винтажные модели.
Кроме того, когда я путешествую, всегда ищу, что бы такого винтажного увезти с собой. Я вспоминаю один магазин в Аргентине, где было полно винтажных кроссовок. Меня настолько вдохновило это место, что мы сняли о нем фильм Sole Searching in South America (Поиски подошвы в Южной Америке - M24.ru) Короткометражка разлетелась по интернету и набрала миллионы просмотров. Ведь это история не только для тех, кто обожает кроссовки. Каждый когда-либо собирал то, что для него очень ценно.
К тому же мне повезло: мой размер ноги – эталон размерной линейк. То есть когда дизайнеры создают модель кроссовок, они всегда выпускают тестовую пару моего размера, перед тем как отправить ее на массовое производство. Бывало, кроссовки не доходили до стадии производства, и я становился обладателем эксклюзивной пары. У меня скопилось много таких пар, так что я стал коллекционером поневоле (смеется).
- И в какой-то момент вы поняли, что пора показать все это на выставке?
- Да. За последние 20-30 лет создание спортивной обуви стало намного большим, чем просто разработкой кроссовок для спортсменов. Этот процесс тесно слился с культурой, и, мне показалось, настало время провести выставки в галереях.
Фото: M24.ru/Владимир Яроцкий
Эту мысль я попытался донести до кураторов пары выставочных залов в Манчестере и Ливерпуле, но они просто не поняли, чего я от них хочу. Поэтому я на какое-то время успокоился и продолжил просто собирать кроссовки. Однажды я получил согласие на проведение выставки в Лондоне и решил, что теперь буду заниматься коллекционированием серьезно.
- Что бы вы посоветовали человеку, который так же, как и вы охотится за редкой обувью?
- Сейчас это довольно сложное занятие, потому что, к примеру, на eBay, цены на винтажные кроссовки стали просто сумасшедшими. И вообще: если бы мне кто-то дал совет, как искать редкие пары обуви, я был бы счастлив (смеется). В 90-е, например, я часто искал в маленьких спортивных магазинчиках. Я звонил туда и интересовался, есть ли у них стоковые коллекции, которые сняли с продажи. Мне часто везло. Сейчас это время ушло, и таких магазинов больше нет.
Фото: M24.ru/Владимир Яроцкий
Я думаю, что собирать винтажные кроссовки то же самое, что и собирать искусство. Если ты приобретаешь картины, которые тебе нравятся и ты хочешь завешать ими стены своего дома, ты никогда не прогадаешь. Так же и с кроссовками, которые ты с удовольствием готов носить. А когда люди покупают искусство только для того, чтобы делать на этом деньги, это никогда не срабатывает. Но повторюсь: ты никогда не проиграешь, если станешь собирать то, что сводит тебя с ума.
Выставка будет работать до 9 марта включительно в пространстве "Боярские палаты СТД" (Страстной бульвар, 10). Вход свободный.
Екатерина Кадушкина