Фото: www.telegraph.co.uk
На Бонд стрит в лондонской галерее аукционного дома Christie’s открылась выставка под названием Reflections on the Self: From Dürer to Struth ("Размышления о себе : от Дюрера до Штрута"). Кураторы выставки, Кристиан Альбу и Джейкоб Уекер, исследуют генезис самостоятельного автопортрета от 1400 года, начиная от первых автопортретов Дюрера до наших дней, и утверждают его как самостоятельный жанр живописи (в прошлом) и фотографии (в настоящем), сосредоточив свое внимание на апогее жанра в начале 21 века.
Собрав в одном пространстве более 70 работ от 50 мастеров различных времен, кураторы выставки стремились представить воплощение жанра в самых различных формах и техниках: от графики и живописи до скульптуры, фотографии, инсталляций и коллажей. Выставка рассказывает о том, как автопортрет – жанр, рожденный от внимания художника к своему экзистенциальному и интеллектуальному образу, сегодня превратился в растиражированный постмодернитский феномен и стал отражением художественного, социального, технологического и политического контекста своей эпохи.
Сегодня слово селфи регулярно появляется в новостях: то в Туле школьник погиб от удара током при попытке сделать селфи на опоре ЛЭП, то житель Сингапура сорвался со скалы, фотографируя себя на фоне волн и так делее. В некоторых странах селфи уже оказалось под запретом: так, в Италии, в тосканском пятизведочном отеле Byron постояльцам запрещается делать селфи, дабы оградить других гостей, среди которых голливудские звезды и миллиардеры, от посягательств на их личную жизнь.
Но, кажется, организаторы выставки не столько осуждают современное отношение к жанру, сколько ставят его на один пьедестал с работами Люсьена Фрейда, Поля Сезанна, Рембрандта, Эдварда Мунка, Фрэнсиса Бэкона и других мастеров, смешивают высокое и низкое. И, оказывается, не правы те критики, что утверждают конец постмодернизма; он живее всех живых.