Фото: kultura.mos.ru
В четверг, 14 февраля, в выставочном зале Новый Манеж состоится открытие культурно-исторической выставки "Всё на продажу! История русской вывески". Экспозиция включает около 300 предметов: оригинальные вывески, живопись, графику.
За период появления в России оригинальных вывесок принято считать XVIII век, когда Екатерина II учредила цеховые знамена. Художники, писавшие по шелку, также занимались вывесками, которые в то время были недолговечны, так как делались из дерева и фанеры. Однако с изобретением технологии воронения железа вывеска обильно "облепила" фасады булочных, пекарен, лавок, мастерских, трактиров и парикмахерских. Вывески состояли из изображения и текста, что помогало донести информацию до грамотных и неграмотных людей.
В конце XIX века вывески на улицах российских городов все чаще теснятся витринами и плакатами. Революция поменяла стандарты и каноны уличной вывески. Во многом лицо советской рекламы в 20-х годах ХХ века определили рекламные плакаты Александра Родченко с текстами Владимира Маяковского.
Вывески 60-х-70-х годов можно увидеть на фотографиях Игоря Пальмина, который практически открывает в России жанр street-photography. Как можно видеть, вывески стали локаничными ("Водка", "Ателье", "Булочная"), а витрины богато украшаются, несмотря на пустоту магазинов, сообщает пресс-служба департамента культуры Москвы.
Другой советский фотограф, Леонид Кленин, создал каталог московских кинотеатров. Здесь вывески огромные и неоновые, они являются частью архитектуры.
Экспонаты предоставили музей В.В. Маяковского, музей истории Санкт-Петербурга, Третьяковская галерея, Исторический музея, Музей Москвы, Московский Музей современного искусства, Музей Упаковки, галерея "Антик-Маркет" и частные коллекции.