Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
В особняке Муравьева-Апостола на Старой Басманной открылась выставка легендарного бразильского фотографа Себастио Сальгадо. Проект получил название "Генезис". Он был показан уже во многих странах и успел стать самой успешной фотовыставкой в мире: в совокупности его посмотрели 37 млн человек. Представить его в Москве удалось благодаря стараниям Кристофера Муравьева-Апостола, потомка первых владельцев усадьбы, и Ольги Свибловой, директора московского Мультимедиа Арт Музея.
"Сегодня осуществилась наша мечта. Когда я 20 лет назад увидел этот дом разрушенным, я никогда не думал, что мы сможем его отреставрировать. И сегодня я очень рад, что мы смогли представить этот проект, подготовленный Себастио и Лэйлой Сальгадо," – рассказал Кристофер Муравьев-Апостол.
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
"Этот особняк конца XVIII – начала XIX века когда-то был музеем декабристов. В 2000 году нам удалось получить его в долгосрочную аренду. Два года назад мы начали реставрацию и попытались сохранить максимальную аутентичность. Он целиком выстроен из дерева, и нам очень повезло, что он пережил пожар 1812 года," – добавил он.
Супруга фотографа, Лэйла Сальгадо, выступила как куратор выставки. Все визуальное воплощение проекта осуществилось именно благодаря ей.
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
"Съемки проекта "Генезис" заняли восемь лет, но подготовительная работа велась еще дольше. Мы выбирали места, изучали их природу, национальные особенности народов и племен. Целью проекта стало показать красоту нетронутой природы нашей планеты. Мы хотели показать места, где человек не оставил своего следа, племена, которые ведут традиционный уклад жизни, показать флору и фауну этих мест," – сообщила Лэйла, – "Себастьян совершил 32 поездки для подготовки выставки, но отбор снимков был также очень сложный".
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Лэйла и Себастио приняли решение разделить весь материал выставки на пять частей. Одна посвящена югу, другая северу планеты. Другие части посвящены Африке и Амазонии, региону Пантанай. Последний раздел посвящен островам, которые обладают уникальной природой – Мадагаскару, Галапагосам. "Можно подумать, что эти регионы похожи, но на самом деле у каждого из них своя уникальная природа," – поясняет Лэйла.
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
По ее проекту было выбрано цветовое решение залов: фальш стены разделов "Север" и "Юг" были окрашены в серые тона, Африка – по ассоциации с песками пустынь и палящим солнцем – в красные. Секции посвященные островам были окрашены в цвета близкие к цвету моря – зеленые и голубые.
Сам Себастио Сальгадо рассказал, что для него всегда большая радость проводить в Россию. "Я много работал здесь еще во времена Советского Союза, мы с женой даже мечтали переехать сюда, когда бежали из Бразилии. Но и работая над проектом "Генезис" я приезжал сюда. Три из 32 репортажей были сняты в России," – пояснил он. Для съемок одного из репортажей Сальгадо совершил путешествие на полуостров Камчатка – одно из самых экологически защищенных мест нашей планеты.
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
"Во время Холодной войны это была первая линия обороны. Здесь были регионы расположения воздушных и военно-морских баз. Если от Москвы этот регион находится в 10 часах лета, то от Америки, например от Сиэтла, это всего лишь три часа лета. На тот момент Камчатка была стратегически важным регионом. Она была защищена от туристов, поэтому сохранилась очень хорошо. Думаю, порядка 95% территорий находится в первозданном состоянии," – сказал фотограф.
Следующим пунктом назначения легендарного фотографа стал остров Врангеля. Осуществить эту поездку благодаря Русскому географическому обществу, представители которого смогли взять Сальгадо в настоящую экспедицию.
"В Москве нам пришлось приобрести специальные квадроциклы, которые мы отправили в Мурманск, а оттуда на остров Врангеля, потому что там необходимы были специальные средства передвижения," – рассказывает Себастио.
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Но самым впечатляющим путешествием для бразильца стала поездка на полуостров Ямал, где на протяжении 40 дней фотограф жил с кочевыми племенами ненцев: "Нам удалось найти местного гида, который нашел транспортное средство," – делится впечатлениями Сальгадо, – "это был бронированный грузовик с колесами высотой почти в два метра, который используется здесь для передвижения между городами. Окруженные огромным количеством льда и снега, мы много часов ехали по бескрайней белой пустыне".
С ненцами экспедиция отправилась от южных истоков реки Обь к месту ее впадения в Карское море. Это было путешествие в экстремальных условиях. При температуре от -30 до -40 градусов с населением, которое никогда не моется, потому что вся вода вокруг мгновенно превращается в лед, Себастио провел больше месяца.
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
"Одно из самых больших сожалений заключалось в том, что я слышал, будто бы в городах их пренебрежительно называют примитивными народами. Но я столькому у них научился, что мне хотелось провести с ними еще больше времени. Я встретился с этими племенами на юге реки Обь. Это место потрясающей красоты! Берег Оби представлял для этих кочевых народов своего рода границу. Мы пересекали один из мостов длиной в 15 километров, и там мы встретились с этими кочевыми племенами. И на берегу Оби был небольшой городок, жители которого женились или выходили замуж за ненцев. Меня впечатлила та боль в глазах, которую я увидел у ненцев, оставшихся в городе и прощающихся с теми, кто уходит в это великое путешествие."
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
"Племена идут к морю полгода до августа месяца. Проводят на берегу моря несколько дней и уходят обратно, возвращаясь до февраля месяца. Я бесконечно благодарен своим проводникам, которые взяли меня в это путешествие. Я испытал невероятную грусть в день когда должен был покинуть ненецкие кочевые племена," – рассказал Себастио Сальгадо.
Фотограф рассказал, что это было путешествие длиной в восемь лет, результатом которого стал проект "Генезис". Существует пять вариантов этой выставки, одна сейчас проходит в Лозанне, другая – в Шанхае, третья – в Генуе.
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Целью "Генезиса" было показать, что на нашей планете существуют уголки, не тронутые цивилизацией, которые находятся в первозданном виде и выглядят точно также, как выглядели в момент рождения планеты. Отсюда и название выставки.
"Мы не имеем религиозной коннотации, потому как не являемся верующими людьми. Но мы хотели отразить момент создания этого мира и того, как слово "генезис" понимается в Библии," – резюмировал фотограф. – "Моральным долгом каждого из нас является сохранение природы. Мы надеемся, что школы смогут организовать посещение этой выставки".