Обычно мы посвящаем рубрику "10 неизвестных", которая выходит на сайте m24.ru каждый понедельник, забытым и малоизвестным произведениям искусства, хранящимся в собраниях московских музеев, или неочевидным шедеврам, представленным в экспозициях временных выставок. Но в отдельных случаях мы собираем для вас гиды по виртуальному музею одного художника или направления в искусстве, чтобы рассказать о самых ярких или необычных шедеврах мировой культуры, находящихся в разных концах света.
Диего Ривера. Автопортрет для Ирены Рич. 1941
8 декабря исполнилось 130 лет со дня рождения Диего Риверы (1886–1957), самого известного мексиканского художника, мужа Фриды Кало и убежденного коммуниста. О творчестве гениального мастера – в новом материале рубрики "10 неизвестных".
Диего Ривера. Дом над мостом. 1909
Диего Ривера – мексиканский живописец, монументалист, график, муж Фриды Кало (дважды), любовник всей Мексики, коммунист, революционер, кубист, символист, экспрессионист и один из крупнейших художников XX века. В России он так широко не представлен: все, что о нем знают, чаще всего сводится к истории его взаимоотношений с Фридой.
Самые ранние работы, которые Ривера писал в возрасте 18–25 лет, стали продолжением традиций классической европейской живописи. Пейзажи в духе Сезанна, натюрморты, напоминающий работы Матисса, – все это говорило о близком знакомстве художника с французской живописью современного ему периода.
Диего Ривера. Бретонская девочка. 1910
Ривера был знаком и с работами старых мастеров: портрет бретонской девочки и ряд других портретов близки по своему духу к работам, например, Яна Вермеера. Их легко представить в одном ряду со знаменитой "Девушкой с жемчужной сережкой" или "Молочницей", несмотря на то, что эти картины разделяет почти 300 лет. Ривера легко подражает традициям и обогащает их современными импрессионистскими приемами. Обратите внимание, как размашисто и фактурно написано лицо или одежда девочки: Диего в совершенстве освоил достижения Моне и Мане.
Диего Ривера. Портрет Адольфа Бест Могара. 1913
Пройдет всего несколько лет, и Ривера встанет в один ряд с Пабло Пикассо, перешагнув историю импрессионизма. Период увлечения кубизмом в творчестве мексиканского художника был недолгим – он продолжался всего два или три года. Ривера быстро осваивал манеры авангардных мастеров, достигал совершенства в их интерпретации и, понимая, что исчерпал для себя средства их художественной выразительности, переходил к следующему стилю или направлению. Он всегда жадно учился новому, но Пикассо стал для него настоящим открытием.
Диего Ривера. Портрет двух женщин. 1914
Первое знакомство с кубизмом, скорее, оттолкнуло Риверу от такой живописи: ему нравились композиционные приемы, но он не принимал разрушение предмета. В более ранних работах мы видим, насколько целостными, объемными и фактурными он изображает видимые формы, кубисты же разбивали их на осколки. Ривера начинает пристально изучать произведения Пикассо и Жоржа Брака, основоположников направления, а также главные манифесты кубистической живописи, и постепенно понимает, что все, казавшееся ему когда-то хаосом, представляет собой последовательную логику. Не зря и Диего и кубисты отталкивались от открытий Сезанна: Пикассо сделал следующий шаг в анализе формы, и Ривере пришлось послушно последовать за ним.
Диего Ривера. Триумф революции. 1926
Огромная часть произведений Риверы посвящена политической тематике. Ривера и Фрида Кало были коммунистами, активно выступали не демонстрациях, встречались с русскими эмигрантами: известно, что Лев Троцкий жил в их доме. В творчестве Риверы эта тема зачастую пересекалась с национальными мотивами и религиозными мотивами и образами, сплетаясь в единые сложные сюжеты. Герои картины "Триумф революции" раздают еду, кормят детей и женщин. Ривера помещает колесо прямо за головой персонажа, что изображен слева. Конечно, это не нимб в прямом смысле слова, но ни одна деталь в картинах Риверы не бывает случайной.
Диего Ривера. Банкет Уолл-стрит. 1928
Как любой коммунист, Ривера был критиком капитализма. Он создал целую серию картин, порицающих пороки общества. Среди них – "Ночь богатых", "Ночь бедных", "Смерть капиталиста" и "Банкет Уолл-стрит". Эти работы по композиции выстроены одинаково: длинный вертикальный формат, узкое, тесное пространство картины и сверху – лозунг, написанный на красной ленте, обрамляющей изображение, вписанное в арку. На "банкете" все гости пьют шампанское, сидя под огромным банковским сейфом. Через весь стол тянется символичная золотая жила (кстати, жилы и кровеносные сосуды, связывающие людей, были одним из главных мотивов в творчестве Фриды Кало), а прямо перед зрителем, по центру переднего плана, стоит настольная лампа в виде Статуи Свободы, символизирующей Америку.
Диего Ривера. Руки доктора Мура. 1940
Доктор Мур из Лос-Анджелеса, друг Риверы, подарил ему данную картину. Это не традиционный портрет: на холсте изображены руки доктора со скальпелем, перерезающим дерево. Если вглядеться, вместо дерева легко увидеть женскую фигуру, а его корни напоминают кровеносные сосуды. Внизу картины на ленте есть надпись: "Это руки доктора Клэрэнса Мура из Лос-Анджелеса, из Калифорнии. Они подрезают древо жизни так, чтобы она обновлялась и не умирала. Нарисовал Диего Ривера в 1940 году". Благодаря этой подписи становится понятен глубокий символизм изображенного: доктор перерезает пуповину при рождении новой жизни. Такое полотно могла вполне написать Фрида – это было вполне в ее духе. Также известно, что Ривера считал себя вдохновителем и учителем Кало.
Диего Ривера. Портрет Наташи Заколковой-Гельман. 1943
Фрида была главной любовью Риверы. Они женились дважды, а их буйные южные темпераменты приводили к таким ссорам и скандалам, о которых знала вся Мексика. Тем не менее, Ривера никогда не писал ее портретов: на своих холстах он изобразил сотни натурщиц, но ее – ни разу. Может это было знаком особого уважения. В этом портрете есть интересная деталь: Диего очень любил белые каллы и часто изображал их на картинах.
Диего Ривера. Сон о воскресном дне в парке Аламеда. 1948
Картина "Сон о воскресном дне в парке Аламеда" посвящена традиционному мексиканскому празднику – Дню мертвых. Многофигурная композиция включает в себя огромное количество портретов современников, представителей мексиканской элиты в парадных платьях и бедных низов, а по сути – всех слоев мексиканского общества. Главной деталью произведения, раскрывающей всю суть происходящего, оказывается фигура в маске, напоминающей череп, – так называемой маске Катрины. Этот персонаж был придуман мексиканским художником Хосе Гуадалупе Посада в 1913 году и стал центральным героем народных гуляний.
Диего Ривера. Майская демонстрация в Москве. 1956
Диего умер в 1957 году. Он работал до последнего дня, воскрешая и воплощая свои давние замыслы. Одной из последних больших работ стала "Майская демонстрация в Москве". Художник приезжал в столицу дважды – в 1928 и 1956 годах. В первый визит он знакомится с советскими фотографами и художниками, читает лекции в Комакадемии, участвует в планировании городов и разработке дизайна бытовых предметов, подписывает манифесты.
2 мая 1928 года он поспешно покидает СССР, увозя с собой блокноты с зарисовками и набросками. Истинные причины скорого отъезда художника остались неизвестны, но в 1929 году он вышел из мексиканской коммунистической партии и занял жесткую антисталинскую позицию, оставшись при этом категоричным антикапиталистом. На картине "Майская демонстрация" Диего Ривера точно и узнаваемо изображает угол Кремля и Исторического музея, Собор Василия Блаженного и Мавзолей Ленина. При этом сама демонстрация – скорее, впечатление от увиденного: миллионы людей сливаются в единый поток, протекающий на Красную площадь.