В Мультимедиа Арт Музее открылась выставка работ из коллекции Филиппа Коэна – дантиста, французского буржуа и ценителя современного искусства. Корреспондент M24.ru прогулялся по МАММ вместе с Коэном и куратором выставки Ами Бараком и выяснил, что в экспозиции "Дорогая, я переделал коллекцию!" – самое интересное.
Гендерные стереотипы, недозволенная вседозволенность, провокации, отрицание и дерзость. Здесь практически нет картин, зато полно фотографий и инсталляций. Выставка разбита на шесть тематических "глав", однако коллекция все равно выглядит цельной – ее составляющие, разные на первый взгляд, при более тщательном рассмотрении оказываются очень схожими.
В коллекции нет ни классики, ни абстракций. Филипп Коэн утверждает, что никогда не стремился стать коллекционером концептуального искусства, но приобретал работы, руководствуясь страстью к художникам своего поколения, и в итоге собрал целый "пласт" неоконцептуализма.
В собрании Коэна найдутся как громкие имена - Энди Уорхол, Сидни Шелдон, Пол Маккарти, - так и менее известные. Француз, кстати, уверен, что многие из авторов еще успеют прославиться: он считает, что художники зачастую создают нечто фундаментальное, находясь в самом начале творческого пути.
"Зачем нужны картинки" / Why Pictures Now
Выставку "Дорогая, я переделал коллекцию!" открывает маленькая и достаточно невзрачная черно-белая фотография, которая дала название первой "главе" экспозиции – "Зачем сейчас картинки".
"Обычно выставки принято открывать чем-то масштабным, большим. Но этой экспозиции дает старт вот такое скромное произведение. Изображений в мире и так достаточно, говорит нам его автор Луиза Лоулер. Уже в 1981 году она задавалась вопросом о том, стоит ли "плодить" картинки", - комментирует Коэн. Он говорит, в этой работе его привлекло противоречие, кроющееся в попытке создать изображение, одновременно пренебрегая им.
Работы Луизы Лоулер, "Зачем нужны картинки?", 1981. Фото: m24.ru / Евгения Смолянская
Старенький телевизор, зеркало с ангелами, в котором нельзя делать селфи (Коэн утверждает, что на этом настаивает автор работы) и, наконец, инсталляция с колонками, транслирующими шум ластика – вот что предстает перед зрителем в первой части выставки.
Особенно примечательны, по словам Коэна, именно колонки – инсталляция Марио Гарсиа Торреса отсылает зрителя к другому произведению искусства, стертому с холста собственным автором.
"Однажды художник – не автор этой работы, а другой – стер собственное произведение ластиком. Он на протяжении долгого времени работал именно над тем, чтобы картина исчезла, а не появилась. Марио Гарсиа Торрес же, в свою очередь, перевел идею из плоскости изображения в плоскость звука", - говорит Коэн.
Работа Марио Гарсиа Торреса. Фото: m24.ru / Евгения Смолянская
"Видя "видимое" / Seeing "Seeing"
Вторая "глава" экспозиции, продолжая тему необязательных для актуального искусства изображений, открывает зрителю и еще одну идею – и достаточно простую: смысл художественных работ почти никогда не лежит на поверхности.
Если же зритель останавливается, старается остаться чуть дольше, задумывается, у него обязательно получается увидеть то, что он должен увидеть.
Ссылки по теме
- Произведения Энди Уорхола и Пола Маккарти покажут в Мультимедиа Арт Музее
- Выставки недели: соц-арт Булатова, поп-арт Уорхола и редкие фото Монро
По словам коллекционера, одна из важнейших работ этой части выставки – произведение неизвестного французского художника Клода Руто.
"Это французский автор создал очень важный объект искусства. Он концептуальный художник, который раньше занимался живописью. В какой-то момент Руто решил, что его картины не представляют никакой ценности, и ему пора перейти к чему-то более радикальному. Он сфотографировал все свои работы, а затем закрасил их краской. Холст, на который проецируются здесь, на выставке, фотографии его работ, тоже закрашен краской. А вместе с холстом – и стена, на которой висит холст", - рассказал Коэн.
Работа Клода Руто, 1970-1996. Фото: m24.ru
"Правды нет, все позволено" / Nothing Is True, Everything Is Permitted
В разделе "вседозволенности" расположились фотографии художницы Синди Шерман, слегка "модернизированные" старинные портреты и работа, положившая основу коллекции Коэна.
Пять ваз Аллана Макколлума, которые, по словам коллекционера, представляют собой карикатуру на слишком похожие друг на друга скульптуры, были куплены Коэном в 1992 году. После приобретения этих ваз француз, собственно, и "пристрастился" к неоконцептуализму.
Работа Аллана Макколлума, Perfect Vehicles, 1988. Фото: m24.ru / Евгения Смолянская
"Произведения Макколлума еще в конце 1980-х казались мне крайне радикальными. Меня это заинтересовало. Думаю, именно такие работы двигают искусство вперед", - считает коллекционер.
Что касается работ Шерман, то их на выставке две. На первой художница предстает в образах сурового доктора и легкомысленной медсестры, высмеивая гендерные стереотипы, на второй – вместе с коллегой Ричардом Принсом изображает рыжеволосого молодого человека, отстаивает право андрогинности на существование.
Работа Синди Шерман, "Доктор и медсестра" (Doctor and Nurse), 1980. Фото: m24.ru / Евгения Смолянская
Еще одно дерзкое произведение этой "главы" - портреты Ганса-Питера Фельдмана. Художник нашел старинные картины на блошином рынке, а затем "снабдил" их маленькими деталями – красными носами.
"Вам кажется, что это клоунские носы? На самом деле, факт в том, что они могут оказаться и чем-то иным. Знаете, в галереях возле проданных картин обычно вывешивается подобная красная точка. Она символизирует, что данная работа кем-то уже "занята", - отметил куратор выставки Ами Барак.
Работа Ганса-Питера Фелидмана, "Портреты мужчины и женщины с красными носами" (Portraits of a man and Woman With Red Noses). Фото: m24.ru / Евгения Смолянская
Интересно, что у Ганса-Питера Фельдмана есть целая серия подобных работ. Например, в коллекции Коэна имеется купюра достоинством в один доллар, нос Вашингтона которой также украшен яркой точкой (доллар можно найти в разделе "Кабинет памятных вещей").
"Я тоже делаю искусство" / I Am Making Art Too
Уже существующие произведения искусства используют в своих работах большинство художников, чьи произведения есть в коллекции Коэна. Однако именно этот раздел собрал наибольшую часть любителей "цитирования".
По мнению коллекционера, именно "переработка" прошлого позволяет искусству идти вперед.
"Когда художник берет за основу одно произведение, а затем создает новое, свое, – это новый шаг для искусства. Это развитие. Без прошлого нет настоящего и нет будущего", - считает Коэн.
Кстати, поскольку тема апроприации – своего рода художественного "цитирования" – близка коллекционеру, название своей выставки он тоже позаимствовал: "Дорогая, я переделал коллекцию" - это слова, написанные на разноцветном плакате Аллена Рапперсберга. Произведение тоже можно увидеть в МАММ.
Работа Мэтью Дэя Джексона, "Костюм астронавта (после Бойса)" (Apollo Syit Felt (after Beuys), 2008. Фото: m24.ru / Евгения Смолянская
"Больше никакой реальности" / No More Reality
Пожалуй, самая интересная работа этой части коллекции Коэна – жутковатая инсталляция-перформанс Пола Маккарти, которая состоит из 40-минутной видеоистории и набора костюмов Пиноккио.
На экране происходят дикие вещи: Маккарти, переодетый в Пиноккио, красит стены и стол кетчупом и майонезом, таскает по комнате длинноносую куклу, пугающе гремит банками, чашками и ботинками и все в таком духе. Сопровождается действо соответствующим саундтреком – резким и напряженным.
Инсталляция Пола Маккарти, 1994. Фото: m24.ru / Евгения Смолянская
"История Пиноккио – это сказка, которая призвана научить детей не врать. Маккарти взял ее за основу и модернизировал, превратив в современное повествование. Его собственная, новая история, рассказывает о том, как мы ведем себя в жизни. Он используется символы и метафоры, чтобы показать современное общество – в основном американское, потому что он американец – и раскритиковать его. Интересно, что Пиноккио Маккарти рисует майонезом и кетчупом – самыми распространенными ингредиентами мировой еды", - рассказал куратор Ами Барак.
Согласно первоначальной задумке Маккарти, смотреть видео нужно в костюмах Пиноккио. Зрителям предлагалось переодеться в специальной кабинке, обуть большие красные башмаки и завершить свой образ маской с длинным носом. Предполагалось, что, глядя на видео, человек ассоциирует себя с его героем – ведь он выглядит точно так же.
Сейчас надевать костюмы, конечно, никому уже не позволяют. Но смотреть на них можно сколько угодно – как и на видеоперформанс.
"Кабинет памятных вещей" / Le Cabinet D'Elements Memorables
В коллекции Филиппа Коэна есть и работа Энди Уорхола – правда, на выставке она достаточно тщательно спрятана. Фотографию ладони мастера, запечатленной на голубом фоне, можно найти в "Кабинете памятных вещей", среди десятков других рисунков и снимков рук. Полароидный снимок сделал самим Уорхолом.
"В коллекции Коэна много рисунков и других маленьких вещиц. Я решил собрать их вместе, показав, сколько в них общего. Тут, например, много рук и зубов", - отмечает Ами Барак.
Работа Энди Уорхола, автопортрет, 1983. Фото: m24.ru
Найдется в "Кабинете..." и "скульптура" кредитной карточки, сделанная из цельного куска графита, стенд с открытками, забирать которые с собой ни в коем случае нельзя, и мусорный мешок, под завязку набитый конфетами. Сладости, кстати, есть разрешается – если, конечно, вас не смущает возможность угоститься частичкой искусства.
Анна Теплицкая