Фото: m24.ru/Игорь Иванко
В галерее "Триумф" открылась выставка южнокорейского искусства Extension.kr, где представлены работы 11 многообещающих современных азиатских художников, которые работают в разных медиа от живописи и видео до объектов и кинетической скульптуры. Их объединяет особое внимание к деталям и форме, а также вопросы взаимодействия человека и природы, развития новых технологий, проблема ориентации на глобальный или локальный смысл.
Фото: m24.ru/Игорь Иванко
Проект Extension – это целая серия выставок, посвященных актуальным процессам в искусстве в разных странах мира и художникам, работы которых обладают яркими этническими элементами и одновременно встроены в общий контекст современного искусства. Публичную программу к проекту Extension с дискуссиями и лекциями подготовил Музей современного искусства "Гараж". Первая выставка цикла, представившая актуальное искусство Румынии, прошла в феврале 2016 года. В этот раз кураторы Кристина Романова, Софья Симакова совместно с консультантом проекта, корееведом, специалистом Школы Востоковедения НИУ ВШЭ Еленой Хохловой, подготовили экспозицию, посвященную Южной Корее.
Фото: m24.ru/Игорь Иванко
О современном азиатском искусстве заговорили после нескольких успешных проектов, осуществленных в рамках Венецианских биеннале, масштабной выставки Korean Eye, прошедшей в Лондоне в 2012, и прошлогодней выставки дизайна Korea Now! в Музее декоративного искусства в Париже.
Фото: m24.ru/Игорь Иванко
Сегодня местные художники активно работают с вопросами национальной истории и идентичности, а также с глобальными проблемами, используя при этом универсальные культурные коды. Испытав огромное влияние европейского и американского модернизма и постмодернизма, корейские авторы интегрировались в общемировой контекст и стали работать с такими темами, как критика общества потребления или проблема человека в условиях современного глобализованного мира.
Софья Симакова, куратор:
Фото: m24.ru/Игорь Иванко
Под серией выставок Extension подразумевается, что мы показываем те художественные арт-сцены, которые раньше были не представлены в России, о которых мы практически ничего не знаем. После Румынии мы переместились в Южную Корею, а следующий проект будет посвящен иранским художникам.
У нас не было общей тематики, под которую мы бы подбирали работы, но старались представить авторов, работающих с различными медиа и имеющими разный бэкграунд: кто-то из них приехал из глубокой провинции, а кто-то с 18 лет учился в Лондоне.
Мы исследовали, что влияло на их творчество и тот социокультурный контекст, в котором оно формировалось, что послужило импульсом к созданию той или иной работы.
Фото: m24.ru/Игорь Иванко
На многих художников огромное влияние оказала национальная история, потому что Южная Корея долгое время оставалась закрытым государством. И в тот момент, когда в 1990 годах произошел некий прорыв, художники стали вливаться в мировой контекст, обнаружив, что вопросы, волнующие их, имеют резонанс в других странах. На сегодняшний день, конечно, разница между современным южнокорейским искусством, европейским или американским не так ярко выражена, но тем не менее особое отношение к национальной традиции все еще оказывает достаточно сильное влияние.
Фото: m24.ru/Игорь Иванко
Некоторые художники, которых мы показываем на выставке, в какой-то момент переехали учиться на запад, в Нью-Йорк, Лондон или Париж. В их работах это смешение стилей и мировоззрений особенно заметно. Но так как современное искусство в целом склонно стирать национальные границы, то тем связующим, что действительно объединяет работы южнокорейских авторов, остается техничность, высокий профессионализм и перфекционизм в работе.
Елена Хохлова, кореевед, консультат проекта:
Фото: m24.ru/Игорь Иванко
Если посмотреть на любую работу из представленных здесь, нельзя будет сказать: "О! Вот это кореец!" Такого впечатления у вас точно не сложится. Сегодня это уже люди мирового искусства, которые говорят на глобальные темы и признают универсальные ценности. Для меня важно то, как художники работают с выражением своих идей: они не просто хотят донести свою мысль до зрителя, а сделать хороший, качественный продукт. Им это интересно. Даже те авторы, которые работают с абстракцией, поражают высокой точностью проработки деталей, и этого нельзя не заметить.
Интересно, что художники, уехавшие на запад, начинают интересоваться парадоксами человеческого сознания, внутренней организацией человека. Другие, наоборот, увлекаются своей историей, поисками национальной идентичности, переосмыслением собственной культуры. Но чего-то типично восточного в их работах вы все равно не увидите. Корейские "кокошники" и "пряники" не выходят на международный уровень, это уже никому не интересно.
Чон Юнген, художник:
Фото: m24.ru/Игорь Иванко
Фото: m24.ru/Игорь Иванко
Я занимаюсь абстрактной графикой. В своих работах пытаюсь передать новое прочтение дальневосточной идеи гармоничного сосуществования человека и природы. Каждый условный листик, изображенный на моей работе символизирует человека. Я начала учиться живописи 10 лет назад, когда еще жила в Корее, потом переехала в Лондон, но рисование осталось чем-то вроде медитативной практики: повторяя выбранную форму, снова и снова я визуализирую накопленную энергию.
Я работала в разных техниках, и у меня есть яркие, красочные работы, но для серии, которую я представила в Москве, принципиально важным было практически полное отсутствие цвета. Они выполнены карандашом, и это одна из самых древних техник в корейском искусстве, но я считаю, что графика всегда остается самым современным жанром.
Суан Чхве, художник:
Фото: m24.ru/Игорь Иванко
В работе "Розовые мечтатели" я изобразил реально существующую влюбленную пару, которая при этом символизирует противостояние реального мира и мира иллюзий. Скульптура получилась гипперреалистичной, но в то же время абстрактная ярко-розовая часть сюрреалистична. Для меня важно, чтобы какой-то элемент выбивался из привычного ряда вещей: то есть у скульптуры может не хватать какой-то части тела, или, наоборот, я могу добавить что-то лишнее, и эта деформация должна символизировать чувства и мысли человека.
Цвет также играет большую роль в моих работах. Его интенсивность говорят о силе эмоций. Сейчас в Париже у меня открылась персональная выставка, и там представлено много неоновых работ, выполненных в техниках масляной и акриловой живописи.
Ким Сангюн, художник:
Фото: m24.ru/Игорь Иванко
Фото: m24.ru/Игорь Иванко
В реальном мире нас окружает огромное количество зданий, каждое из которых несет в себе определенный смысл, и я пытался работать с этим смыслом. Часто мы судим человека по его одежде: по внешнему виду мы можем сказать об экономическом положении человека или о его политических взглядах.
В архитектуре точно так же: здания задают облик города. В своих работах я использовал объемные изображения фрагментов зданий, построенных на рубеже XIX–XX века в Корее в период японской оккупации, и они несут на себе отпечаток этой истории. Многих из них уже не существуют, и вряд ли в моих работах кто-то узнает конкретные постройки. Я пытался воссоздать эти здания из исторических снимков и книг, чтобы потом разрезать их на куски, и демонтировав их физический облик, разрушить их прежний смысл.