Фото: m24.ru/Юлия Иванко
31 мая ГМИИ им. А.С. Пушкина исполняется 105 лет.
История картины "Святой Лука" кисти голландского художника Франса Хальса похожа на настоящий блокбастер. Конечно, Хальс был одним из крупнейших мастеров своего времени, но этот небольшой по размеру холст не было каким-то уникальным: сюжет – один из четырех библейских евангелистов со своим символом, тельцом. Хальс изобразил его очень задумчивым, по традиции – за написанием евангелического текста. Скорее всего, художник написал его портрет с какого-нибудь старика-простолюдина: крупные черты лица, руки, взлохмаченные волосы, залысины – все это говорит о том, что модель точно никак не могла принадлежать к аристократическому кругу. И на самом деле, это очень важно: среди портретов Хальса встречаются шуты, веселые пьяницы, простые голландские бюргеры, группы регентов и офицеров, но никогда – представители высшего общества.
В ГМИИ "Святой Лука" попал вместе с "Евангелистом Матфеем" в рамках выставки, на которой были представлены работы из собрания Одесского художественного музея. Когда-то в смутные годы революции они пропали из Эрмитажного собрания, а потом появились на знаменитом одесском Привозе, где куратор музея купил их за 9 рублей. Тогда никто даже не знал, что картины принадлежат киста Хальса. Распознать это удалось сотруднице Эрмитажа Ирине Линник, узнавшей руку великого мастера по иллюстрации в каталоге. Так удивительные находки отправились прямиком на демонстрацию в Москву, где им предстояло стать легендой.
Франс Хальс. Святой Лука. 1625
Франс Хальс считается основоположником голландской реалистической школы. Всю жизнь прожив в Харлеме, он написал огромное количество портретов. Модели нравились ему такими, какие они есть – он не пытался их приукрасить. А вот характер модели он передать действительно пытался. Особенно удачно у него выходило это в тех случаях, когда он пытался иронизировать над разбогатевшими бюргерскими задаваками. Что-то вроде Мольера от живописи: он изображал их утрировано напыщенными и глупыми, символически намекая на бренность и кратковременность их успеха.
Фотогалерея
Помимо Луки в классическом "наборе" евангелистов были изображения Марка, Матфея и Иоанна. Сегодня в Москве находится только "Святой Марк", "Лука" и "Матфей" – в Одессе, а "Иоанн" – в Музее Гетти в Лос-Анджелесе.
Фото: m24.ru/Юлия Иванко
Картину украли в санитарный день, 9 марта, поэтому обнаружить пропажу удалось не сразу. Холст довольно грубо вырезали из рамы, из чего можно было сделать вывод. что грабители не разбирались в художественных тонкостях и не испытывали особого трепета перед живописным произведением Хальса. Более того, в музее были и другие, более ценные и уникальные произведения, которые остались нетронутыми, так что вывод о "непрофессионализме" грабителей напрашивался сам собой.
Преступление было совершено через несколько недель после заявления министра культуры СССР Екатерины Фурцевой в заграничной командировке: "В Советском Союзе, в отличие от Запада – музеи не грабят", поэтому раскрыть преступление стало делом сохранения имиджа всей страны.
В круг подозреваемых в организации преступления автоматически попали все иностранцы, которые могли быть заинтересованы в вывозе произведений искусства за границу для дальнейшей продажи ценителям. Например, к бельгийцу Жаку Ванденбергу, остановившемуся в отеле "Метрополь", милиция подослала девушку, предложившую ему купить "рембрандта". Тот сначала согласился, но потом исчез, вовремя осознав, что в СССР такие шутки плохи.
Похитителем оказался сотрудник музея, 27-летний столяр-мебельщик Валерий Волков, совершивший кражу "ради любви": деньги ему нужны были, чтобы получить диплом, необходимый для работы в ГМИИ,жениться на своей девушке. Конечно, ограбить музей он придумал не сам, а с подсказки коллекционера Валерия Алексеева, который свою сопричастность к делу, конечно, отрицал. Считается, что Алексеев заказал картину не для себя, а для некоего иностранного коллекционера, личность которого так и не была установлена.
Картина Франца Хальса до реставрации. 1625
Преступление было раскрыто по счастливой случайности, а вернее – по оплошности Волкова. Полгода о "Святом Луке" ничего не было слышно, пока в августе незадачливый вор не принял сотрудника КГБ, за иностранца, которому могла бы быть интересна картина "уровня Рембрандта" за 100 тысяч рублей. Их встреча произошла на Новом Арбате. Сотрудник КГБ, сразу осознав, что речь идет скорее всего о краденом, пообещал найти покупателя для картины, и передал информацию милиции.
Сделка была назначена на субботу, 28 августа. На роль покупателя подобрали Леонида Краснова, сотрудника внешней разведки, блестяще владевшего немецким языком. На встречу он приехал на красном "Мерседесе" последней модели с немецкими номерами из автопарка КГБ.
По мотивам этой истории был снят фильм "Возвращение Святого Луки". История была рассказана почти достоверно. От правды события фильма отличались лишь тем, что по сценарию кража была совершена ночью, а картина была обнаружена благодаря работе следственных органов, хотя в жизни, как это часто бывает, все произошло по чистой случайности.
Фильм "Возвращение Святого Луки", 1970
Спустя полвека "Евангелисты" вновь приехали в Москву на выставку, которая называлась так же, как фильм "Возвращение Святого Луки". На этот раз ничего украдено не было, а в экспозиции были представлены также работы других западноевропейских художников VI—XVIII веков из собрания музеев Украины.