Фото предоставлено пресс-службой галереи "Триумф"
В ЦСИ Винзавод открылись шесть выставок параллельной программы V Московская международная биеннале молодого искусства. Корреспондент m24.ru рассказывает, почему эти выставки обязательно нужно увидеть.
Воронежский центр современного искусства, галерея "Триумф" и Department of Research Arts представили в пространствах Винзавода яркий портрет арт-субкультуры поколения художников до 35 лет. Кураторы проектов попытались переосмыслить интересы и ценности молодых участников арт-сцены, превратив их самих в объекты пристального наблюдения. В итоге у них получились целых три выставки-энциклопедии, в которых есть главные фамилии художественного сообщества, подростковый андеграунд и попытка анализа региональной арт-жизни. Также в биеннале приняли участие галереи OSNOVA, "11.12" и POP/OFF/ART, постоянные резиденты Винзавода.
Фото предоставлено пресс-службой галереи "Триумф"
В Цехе Белого представлена экспозиция "Только неофициальный язык". Это социальный проект-исследование, в котором главными оказались даже не столько сами арт-объекты, сколько досье и жизнеописание 30 молодых московских художников. Все они работают в разных медиа и исследуют различную проблематику – от гендерных вопросов и общества потребления до виртуальной реальности и телесности. Для неподготовленного зрителя многие работы покажутся нагромождением мусора (к слову, мусорные мешки с бытовыми отходами на выставки действительно представлены), а для подготовленного – вторичными историями, многократно повторенными культовыми объектами 1990-х годов. Гораздо важнее текстовые истории о самих художниках, из которых можно сложить пазл-портрет молодого поколения. Кураторы выставки предложили художникам обозначить на карте Москвы свои повседневные маршруты и то место, которое для них является центром города, и описать свое отношение к различным районам. В итоге получился своеобразный путеводитель по культовым местам и арт-площадкам, который стал центральным объектом всей экспозиции.
Фото предоставлено пресс-службой галереи "Триумф"
"В славном городе Воронеже" – еще один проект, реализованный в рамках биеннале. Эта попытка заговорить о "воронежской волне" в современном искусстве заранее обречена на провал, потому как художники, ставшие главными героями экспозиции – Арсений Жиляев, Илья Долгов, Николай Алексеев, Иван Горшков и другие – слишком разные, и каждый из них уже стал полноправным участником московского арт-сообщества. На выставке опять же огромную роль играет текст: главные даты и описания событий воронежской художественной жизни. В этом чувствуется самоирония: среди главных событий отмечены (через запятую) бум квартирных выставок в Воронеже в 2005, открытие ресторана "Воронеж" в Москве в 2015 и снятие работы Петра Павленского "Агроза" с конкурса "Инновация".
Фото предоставлено пресс-службой галереи "Триумф"
Но главным открытием вечера стал проект "Свежая кровь", представленный в катакомбах Большого винохранилища. Глубоко под галерейными пространствами Винзавода вчера оказалась представлена целая рейв-культура во всем своем многообразии. В экспозиции – работы Антонины Баевер, Арнольда Вебера, Евгения Гранильщикова, Андрея Паршикова, Алексея Таруца и других художников. Но это даже не главное. Во всей истории с попыткой воскрешения русского рейва и разговорах о второй или даже третьей рейв-волне, стоит отметить тот факт, что те, кто ходили на рейвы в 90-х, уже давно стали примерными родителями, а тем, кто ходит на вичаут-вечеринки сегодня, на вид не больше 18. И это было лучшее кураторское решение: пригласить через самую популярную вичаут группу "ВКонтакте" настоящих представителей комьюнити и показать молодую андеграундную среду, представив участников в качестве экспонатов. И те, кому вчера удалось увидеть "Свежую кровь", смогли заглянуть в будущее. Потому что это поколение хэштэгов, пабликов "ВКонтакте" и Телеграма уже завтра будет выставляться в галереях.