Фото: m24.ru / Екатерина Кинякина
В Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре в рамках программы "Молодые львы" открылась выставка арт-группы Crocodile POWER (художники Петр Голощапов и Оксана Симатова) "Вне зоны действия", которую представляют Школа современного искусства "Свободные мастерские" и галерея "Триумф".
Голощапов и Симатова – выпускники Московского Художественно-Промышленного университета имени С.Г. Строганова, стипендиаты министерства культуры России и выпускники Школы современного искусства "Свободные мастерские", а также лауреаты выставочной программы "Молодые львы", созданной для поддержки молодых художников. В проекте "Вне зоны действия" авторы снова обращаются к теме виртуальной реальности, с которой они работали и в своих предыдущих проектах.
Фото: m24.ru/Екатерина Кинякина
В своих скульптурных и живописных работах, созданных специально для этой выставки, Голощапов и Симатова исследуют современную виртуальную среду, которая меняет и деформирует базовые представления о человеке и его идентичности, и среду как пространство мифологии. Современная реальность в представлении авторов становится полем цифровой мифологии, которое создает условия для максимальной саморепрезентации и самолюбования.
Вследствие необратимых процессов, которые затягивают реальный физический мир в воронку виртуальной реальности, вихри которой, с каждым годом, вращаются все быстрее, внешний образ человека отрывается от его физического тела, начинает жить своей жизнью: никто уже не знает, стоит ли за аккаунтом социальной сети реальный человек, или это всего лишь красивая картинка.
Фото: m24.ru/Екатерина Кинякина
Художник создает мифологию современности: как в Древней Греции Нарцисс, залюбовавшись своим отражением в воде, превратился в цветок, так современный человек в скульптурах арт-группы Crocodile POWER, залюбовавшись своим отражением в экране смартфона, превращается в деревья, которые прорастают сквозь его тело.
Это не прекрасная "Дафна" Бернини, настигнутая Аполлоном и превращающаяся в дерево, хотя художественные образы становятся прямым парафразам к "Метаморфозам" Овидия. Это вообще не превращение "во спасение", но превращение, как ночной кошмар, от которого ты не можешь проснуться.
Центральным сюжетом в работах Crocodile POWER является изображение леса, который наделен сакральным и мистическим смыслом – это не только зона, не покрываемая сетью сотовых вышек и кабелями оптоволокна, но также место убежища и подобие чистилища для современного человека.
Crocodile POWER предлагают "вынырнуть" из состояния сетевого сознания, отключиться и оказаться в том самом лесу собственной первозданности, первобытного хаоса, оказаться лицом к лицу со своими глубинными переживаниями и одиночеством.
Ссылки по теме
- Италия в четвертом измерении: в Москве открылась выставка Арсена Ревазова
- Рукописи горят: Лоран Перно представил в Москве выставку объектов из пепла книг
- Атака пауков: в "Гараже" открылась выставка скульптора Луиз Буржуа
"Художники приглашают зрителя на кушетку психоаналитика с той лишь разницей, что о врачевании здесь ни слова, также как о возможных последствиях", – говорит куратор выставки Владимир Потапов.
Но на самом деле, пространство леса – для современного человека – это прежде всего пространство страха. Страха оказаться "вне зоны доступа", без навигации, геолокации и навыков выживания без интернета. Трансформация человека происходит как раз в тот момент, когда, оставшись наедине со своим подсознанием, страх начинает заполнять его, вызывая к жизни из глубин памяти образы чудовищ и мутантов, обрывки сновидений, ужасов, мифологических церберов и кентавров.
Фото: m24.ru/Екатерина Кинякина
Все пронизано ощущением тлена, разложения бескровной плоти, сквозь которую прорастает влажный холодный мох. Но при этом, в образах нет ни малейшего намека на борьбу за свое спасение и существование, нет отчаяния или попытки найти выход из этого "леса".