Как меняется система здравоохранения в столице. Как записаться к врачу и пройти диспансеризацию. Как работает единая медицинская информационно-аналитическая система? На эти и другие вопросы корреспонденту M24.ru ответила председатель комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Мосгордумы Людмила Стебенкова.
- Как в городе реализуется программа модернизации здравоохранения?
- Программа модернизации здравоохранения завершается. Она состоит из трех частей. Это ремонт учреждений, приведение их в порядок; информатизация; закупка нового оборудования. Мы закупили свыше 60 тысяч единиц медицинского оборудования на 50 миллиардов рублей, вместо запланированных 40. Сейчас во всех амбулаторно-поликлинических центрах установлена новая техника, это - компьютерные и ядерные магнитно-резонансные томографы, но не везде они пока подключены к электричеству. Мы не ожидали такого количества техники, поэтому у нас возникли проблемы с электричеством, нам пришлось еще выделять деньги из бюджета, чтобы подключить дополнительные мощности для этого оборудования. Сейчас большинство из них уже работает, и я полагаю, что к октябрю-ноябрю все заработает в полную силу.
Мы закупили огромное количество ультразвуковых аппаратов, в том числе экспертного класса, с помощью которых можно смотреть сосуды, то есть это мини-компьютерные томографы. У нас существенно обновлено лабораторное оборудование, во всех наших поликлиниках есть оборудование для мониторинга сердца и давления, - то, чего раньше не было. Мы закупили большое количество ангиографов. На сегодняшний день программа модернизации здравоохранения фактически завершена.
- Какие возникли сложности, проблемы?
- Мы закупили больше оборудования, чем хотели и планировали, поэтому возникли проблемы с электричеством. Затягивались сроки ремонта, мы сталкивались с недобросовестными поставщиками услуг. Но мы решили эти проблемы. В частности, расторгли договоры при помощи Третейского суда.
Есть у нас и проблемы с кадрами. Но они не имеет отношения к модернизации. Укомплектованность участковой службы не такая, как хотелось бы. А вот с информатизацией у нас не возникло проблем. На сегодняшний день вся амбулаторно-поликлиническая сеть полностью информатизирована. У нас есть автоматы для самозаписи, они существенно сократили время пребывания людей в очередях, существенно улучшили сам процесс записи.
Ссылки по теме
- В Москве оптимизировали документооборот в сфере здравоохранения
- Горячая линия департамента принимает любые жалобы на работу "скорой"
- Столичные поликлиники начали выписывать электронные рецепты
Из 350 поликлиник мы образовали 50 амбулаторно-поликлинических центров. Конечно, были обиженные люди, которые привыкли быть руководителями, а теперь стали заместителями. А в целом сейчас ситуация утряслась, и я думаю, что наше здравоохранение готово к новому динамичному развитию.
- Многие пациенты жалуются, что не могут попасть к узким специалистам, потому что в поликлиниках их нет. Как эта проблема решается?
- Это не правда. Как раз поликлиники у нас сегодня практически на 100% укомплектованы узкими специалистами, в отличие от участковых терапевтов. Просто напрямую пациенты не всегда могут записаться, например, к неврологу, кардиологу, эндокринологу, они должны это делать через своего участкового врача. Пациент не должен сам решать, какой специалист ему нужен, это должен определить его лечащий доктор.
Новая система записи не нравится многим людям, они считают, что сами могут записываться, к кому захотят. Раньше это приводило к излишней перегрузке узких специалистов. Теперь многие вопросы может решить терапевт. Например, выписать препараты для больных сахарным диабетом второго типа. Напрямую к узкому специалисту могут записаться только те, кто состоит на диспансерном учете. Все остальные - через терапевта. В течение двух недель все пациенты попадают на прием к нужному врачу.
- Сейчас ведется электронная запись к врачу - через интернет, на сайте медучреждений, через портал госуслуг. А как с этим справляются пожилые люди?
- Они могут по-прежнему записаться по телефону, через службу записи на прием к врачам Москвы: 8 (495) 539-30-00. Многие жалуются, что не могут дозвониться. Так вот сейчас ставят многоканальные телефоны в поликлиниках. Также пациенты могут записаться в самом медучреждении через инфоматы, там всегда есть люди, которые им помогут. Я думаю, через полгода эта система обкатается и будет абсолютно нормально работать. Люди привыкнут к ней. Сегодня, благодаря информатизации, доктор может прямо у себя в кабинете вручить больному талон к специалисту или направить на исследование. Он может записать человека на компьютерный томограф, если для этого есть показания.
- Как в городе работает единая медицинская информационно-аналитическая система?
- ЕМИАС - это и есть единая медицинская система, она объединяет все поликлиники, диспансеры, позволяет смотреть в режиме онлайн нагрузку лечебных учреждений и конкретных врачей. Сегодня врач не может приписать себе лишних пациентов. Например, принял 20 человек, а написал – 40. Инфоматы отслеживают число посетителей.
- В эту систему вошли все медучреждения?
- В эту систему вошли все амбулаторно-поликлинические учреждения. Больницы вошли не все – для крупных больниц будут делать отдельную сеть, потому что там слишком большой информационный поток.
- В нее войдут только государственные учреждения или частные тоже планируется объединить?
- Пока только государственные учреждения. Впоследствии, если мы будем заключать договора с частными медучреждениями, которые будут оказывать помощь населению по системе ОМС, мы подключим их к этой системе.
- Планируют ли депутаты Мосгордумы вносить корректировки в новый приказ скорой помощи о госпитализации?
- Дело в том, что этот приказ - это внутренний документ, который регламентирует поведение бригад скорой помощи. Нельзя вызывать скорую помощь по любому поводу. Это очень дорогостоящая услуга. Есть еще неотложная помощь, которая стоит существенно дешевле, и она обслуживается районной поликлиникой. Приказ направлен на то, чтобы хронические больные наблюдались в амбулаторно-поликлинических объединениях. Документ регламентирует, в каких случаях скорая помощь должна приехать и забрать пациента, а в каких - нет. Если жизни пациента, даже с хроническими заболеваниями, ничего не угрожает, его не должны везти в больницу, а могут оказать помощь на месте, на дому. Эти правила всегда были, и ничего нового в них нет.
Ссылки по теме
- Открылся новый медицинский центр МГУ
- Россияне могут бесплатно лечиться в столице без московской прописки
- В интернете заработала Федеральная электронная медицинская библиотека
Случай, когда скорая помощь отказалась вести больного с хроническим остеомиелитом, - это же единичный случай. Это решение было принято бригадой скорой помощи. В любой ситуации всегда нужно послушать обе стороны. Если у человека температура - это не значит, что его нужно вести в больницу, достаточно принять антипиретики, потом разобраться, что с человеком вообще происходит. Наличие температуры 39 - не показатель того, что больного нужно госпитализировать. При гриппе температура тоже 39.
- То есть никаких доработок, поправок не планируете вносить?
- Я считаю, что вокруг этого документа возникло больше пересудов, чем он того стоит. Это внутренний документ скорой помощи, который регламентирует порядок поведения докторов. Просто ту ситуацию с отказом в госпитализации связали с этим приказом, а она с ним никак не связана. Крик в прессе поднялся из-за одного случая. Я не знаю, кто прав, а кто виноват в той истории. Но не факт, что скорая помощь была не права, если честно. Если у человека хронический остеомиелит, он несколько раз лежал в больнице и у него возникло обострение, то ему нужно назначить антибиотики и класть его в больницу не в экстренном порядке, а в плановом.
- Расскажите о списке заболеваний, с которыми должны госпитализировать человека.
- Этот список не новый, он был всегда. Человека необходимо госпитализировать, если есть угроза его жизни, а если у него хроническое заболевание, то его должны наблюдать в поликлинике.
- А как в Москве проходит всеобщая диспансеризация? Она обязательная или добровольная?
- В Москве проводится диспансеризация для работников бюджетной сферы. У нас возникают сложности с трудоспособным населением, потому что у них нет времени, их не отпускают с работы. Нам нужно подписать соглашение, которое обяжет работодателей предоставлять работнику свободный день для прохождения диспансеризации. Тогда у него появится мотивация ее пройти.
Кроме того, сейчас во всех поликлиниках созданы кабинеты профилактики, куда любой человек может обратиться и пройти диспансеризацию. Там ему фактически проложат маршрут, запишут к разным специалистам на тот день, когда ему будет удобно.
- Диспансеризация пока проходит в принудительном порядке?
- Нет. У нас есть пять нозологий, по которым проводится скрининговая диагностика с последующей диспансеризацией. К ним относится профилактика шейки матки у женщин и профилактика простаты у мужчин, сердечнососудистые заболевания и другое. Пациенты с этими заболеваниями входят в группу риска, и мы их направляем на обследование.
- Как в Москве решается проблема дефицита кадров в учреждениях здравоохранения?
- Это одна из самых сложных проблем. У нас есть специальная подпрограмма в программе "Столичное здравоохранение", она как раз и подразумевает кадровое обеспечение. В том числе, привлечение молодых специалистов в медучреждения, заключение контрактов со студентами, которые учатся платно. У нас создана амбулаторно-поликлиническая сеть. В ней есть дневные стационары, хирургический стационар одного дня и многое другое. Молодым специалистам там будет интересно работать. И мы надеемся, что часть кадров из больниц перетечет в поликлиники.
- Что это за контракты со студентами? В чем их суть?
- Заключаются контракты со студентами, которые учатся на платных отделениях, будут заключать контракты, согласно которым после окончания института они будут работать в амбулаторно-поликлинических учреждениях. В этом случае деньги на его обучение выделяются из бюджета Москвы, а он потом должен отработать в столичных медучреждениях минимум пять лет.
Беседовала Галина Малина