ТАСС/сайт
Анонимную индивидуальную и групповую психологическую помощь для московских учителей начали оказывать при Городском психолого-педагогическом центре департамента образования. Об этом m24.ru рассказала руководитель центра Любовь Олтаржевская.
"Специалисты работают очень серьезно: проводят групповые тренинги с учителями, индивидуальные, в том числе анонимные, консультации – по телефону и лично, – объяснила Олтаржевская. – У учителей бывают проблемы с взаимоотношениями с учениками, с родителями учеников, с администрацией школы, а некоторые просто не могут встроиться в быстро меняющийся мир".
Новое направление работы с педагогами в пилотном режиме было запущено в конце 2015 года. До конца года центр планирует собрать статистику о причинах эмоционального выгорания московских преподавателей, чтобы выяснить, какие учителя чаще обращаются за психологической помощью и поддержкой и какие проблемы их волнуют.
В сентябре 2014 года в Москве обсуждалась возможность введения в школах института медиаторов – специалистов, которые бы решали конфликты между детьми, педагогами и родителями. Однако инициатива пока не реализована. Сейчас, если ребенок подвергся травле в школе, он может позвонить по детскому телефону доверия – 8 (800) 2000-122 или 8 (495) 624-60-01. Горячую линию для детей открыл и центр экстренной психологической помощи Московском городском психолого-педагогическом университете. Департамент образования в 2015 году говорил о проведении курсов по профилактике школьной травли, поскольку тема часто обсуждается среди учителей и родителей учеников.
Директор центра образования "Царицыно" № 548 Ефим Рачевский уверен, что у педагогов не бывает эмоционального выгорания. "Профессиональное выгорание есть у врачей, летчиков, у членов правительства, даже у президента. Учителя работают с детьми, поэтому их психологические проблемы чреваты страшными последствиями. Поэтому не зря педагогам для отдыха дается отпуск длиной в 56 дней. Но я считаю, что профессиональное выгорание – это миф. Если ты профессионально выгорел, то меняй профессию", – заявил Рачевский.
По его мнению, возникающие проблемы можно решить внутри коллектива или при личном разговоре. "Есть проблемы, связанные с психофизиологическим здоровьем, угрозой для жизни и нарушением закона, – рассудил Рачевский. – Есть проблема высокой инфляции, которая делает учительскую зарплату неплатежеспособной, но тут нужны особые специалисты. Со всеми остальными трудностями учителя могут справиться самостоятельно".
Врач-психолог Александр Федорович также отметил, что педагоги "выполняют серьезную работу по воспитанию подрастающего поколения, однако относятся к группе наименее социально защищенных слоев населения". Кроме того, существует еще ряд проблем, которые способствуют постоянному эмоциональному напряжению учителей.
"Педагоги, как правило, работают в женском коллективе. Он разрозненный, там практический нулевой уровень поддержки. При этом социальный статус педагога довольно низкий. Именно поэтому в последнее время случаются очень неприятные и курьезные случаи, когда учительницы создают в социальных сетях группы, где публикуют свои фотографии в стиле "ню". С психологической точки зрения педагоги очень нуждаются в поддержке и помощи", – уверен эксперт.
Федорович предложил и превентивные меры, которые помогут избежать проблем при работе: эксперт считает, что для учителей нужно проводить профессиональное психологическое тестирование. "Однозначно нужно тестировать работников сферы образования на психологическое состояние при приеме на работу. Если результаты будут тревожными, надо в добровольно-принудительном порядке предложить педагогу пройти терапевтический курс или поискать новую, менее ответственную работу. Для студентов педагогических вузов необходимо проводить подобные тесты в процессе обучения профессии", – заключил психолог.
Ссылки по теме
- Права родителей: что требовать от школы и детсада
- Мозговой штурм: как защититься от инсульта
- Задачи и перспективы: как изменилось столичное образование за пять лет
Министерство образования собирается отправлять школьных учителей на курсы оказания медицинской помощи. Уже идет разработка курса обучения медпомощи для учителей физкультуры, далее министерство может рассмотреть разработку таких курсов и для учителей по другим дисциплинам. В настоящее время в школах недостаточно медперсонала, как правило, присутствует только дежурная медсестра.
Недавно в Москве предложили создать специальные психологические курсы для матерей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и проводить тестирование для выявления у них депрессии. организовать такие курсы можно при территориальных комиссиях по делам несовершеннолетних. Профилактическую работу, по мнению экспертов, нужно вести в комплексе и при этом постоянно проводить мониторинг, чтобы была возможность вовремя среагировать в экстренных случаях.