Фото: Анастасия Мальцева
В декабре в Ясеневе открыт первый в России Ресурсный центр поддержки для детей, которые не видят, не слышат, а еще часто имеют нарушения психики и координации движений. Этим ребятам сложно взаимодействовать с миром и общаться другими людьми, потому что их возможности воспринимать, что происходит вокруг них, предельно малы.
Как педагоги и дефектологи помогают слепоглухим научится общаться друг с другом, самостоятельно передвигаться, осваивать школьную программу, компьютер и создавать предметы искусства, читайте в репортаже корреспондента m24.ru Анастасии Мальцевой.
До поездки в ресурсный центр я никогда раньше не встречала слепоглухих людей. Я их не избегала – просто они обычно не появляются на улицах, в публичных местах. Среди моих близких и знакомых таких людей тоже нет. Входить в центр мне было страшно: я боялась, что встречу много страдающих детей, которые не видят и не слышат, поэтому полностью беспомощны, и даже не могут передвигаться без поддержки взрослых. Казалось, что смотреть на них будет очень грустно и больно.
Страх встречаться с теми, кто на нас сильно не похож, испытывают многие. Сложно смотреть на тех, кто в жизни испытывает еще больше трудностей, чем ты. Трудно избежать стыда, что у тебя все нормально и ты родился здоровым, и много вины, потому что ты им мало чем можно помочь.
Я поехала в ресурсный центр, чтобы встретиться со своим страхом. Я решила познакомиться с детьми и их родителями, чтобы узнать, как они с этим справляются. Как они живут жизнь, которую многие себе даже боятся представить в страшном сне.
Когда я вошла в центр, я не увидела страдания и боли. Я действительно увидела детей, которые плохо слышат, видят и многие из них имеют большие трудности в координации движений. Но они не ходят по центру и не плачут от того, что родились с серьезными физическими ограничениями.
В своем поведении они похожи на любых других детей. Бегают по коридорам, смеются, общаются, складывают тетрадки в портфель. Те, кто видит получше, помогают ходить тем, кто не видит совсем. Они общаются всеми возможными для них способами: кто жестами, кто словами.
Фотогалерея
В коридоре ко мне подбежал познакомиться мальчик Саша из первого класса. Взял меня за руку и спросил, откуда я к ним пришла и зачем я делаю фотографии. Он хотел мне показать центр, но ему нужно было идти на урок.
Дети стремятся развивать те немногие способности, которые у них есть. Это объединяет каждого ребенка, который приходит сюда. Малыши с удовольствием учатся лепить, делать свечки, сверлить, произносить слова, общаться и показывать жесты.
"Дизайн центра сделан по принципу радуги"
Ресурсный центр для слепоглухих находится в районе Ясенево. Две остановки на троллейбусе от метро. Здание ресурсного центра находится в помещении бывшего детского садика. Здесь все сделано под нужды людей с ограниченными возможностями: в коридорах светло и просторно. Белые стены, висят розовые шарики и картины, составленные из выпуклых предметов, поэтому их можно рассматривать руками. На полу специальная плитка ярко-желтого цвета. Когда на нее наступаешь, плитка помогает ориентироваться, куда ведет коридор и где нужно остановиться, чтобы войти в кабинет. Нащупывать полоски и зубчики на полу можно ногами, если обувь с мягкой подошвой, или тростью.
В центре меня встретила заведующая Юлия Ярцева. "Дизайн центра сделан по принципу радуги: каждый тематический блог имеет свой цвет. В помещении есть несколько тематических блоков, – рассказала Ярцева. – В левом крыле на первом этаже находятся учебные классы, учительская и гостиная, где можно отдохнуть и поиграть. Здесь яркие красные и оранжевые стены, а дверные проемы сделаны специально из белого дерева. Благодаря контрасту слабовидящие дети могут найти проход в другую комнату".
Это первый центр в Москве, где обучение подстроено под детей, у которых комбинированная инвалидность по зрению и слуху. До создания центра, дети могли пойти учиться в специализированные школы, которые работают либо с детьми, у которых есть нарушение слуха, либо нарушение зрения. В школах для незрячих используют учебники на шрифтах Брайля, а в школах для глухих преподавание идет на языке жестов. То есть родителям надо было выбрать, какая проблема у ребенка более выражена.
Если у ребенка тяжелое нарушение и слуха, и зрения, то учиться он мог пойти только в Федеральное государственное учреждение "Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих", который курирует Министерство здравоохранения и социального развития. Но тогда ребенок должен жить в интернате, отдельно от родителей.
В сенсорной комнате ребенок может отдохнуть и получить психологическую разгрузку. Там приглушен свет, можно получить приятные телесные, звуковые и световые ощущения. Сначала ребенок может полежать в сухом бассейне из шариков, потом посмотреть на звездное небо, порисовать песком на столе, посмотреть на панель с водопадом. Здесь есть специальные панели, на которых можно потрогать разные поверхности из шерсти, пластика, металла, камней. Это нужно для детей, которые совсем не видят.
Фотогалерея
"В жизни детей с особенностями недостаточно успешной деятельности, а в керамике они могут почувствовать себя творцами"
Я зашла на занятие по лепке из глины. На уроке была светловолосая девочка Тася. У нее ДЦП и проблемы со слухом и зрением. Что в классе появился новый человек, она заметила. Но познакомиться со мной не захотела.
Как рассказывают педагоги, Тася любит лепить, особенно чужими руками. Она направляет руки преподавателя на глину, а он бьет по материалу, чтобы он стал мягче, теплее и податливее. В классе у девочки больше всего поделок – чашечек, горшочков, фигурок.
Фотогалерея
Педагог по керамике и гончарному мастерству Юлия Крывелева объяснила, что занятия лепкой помогают детям развивать мелкую моторику, это способствует формированию речи. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Принцип простой: когда мы стимулируем один центр, соседний развивается за компанию.
"Глина – природный материал. Лепка приближает человека к природе и улучшает его внутреннее состояние, – рассказывает Юлия Крывелева. – На руках у нас много биологически активных точек. Когда мы перенимаем глину, точки стимулируются. Это полезно для всего организма".
Дети, у которых есть трудности со слухом и зрением, часто бывают особенно чувствительны к тактильным ощущениям. В работе с глиной дети через руки получают приятные телесные впечатления и творческое удовольствие, продолжает Крывелева.
"В жизни детей с особенностями развития недостаточно успешной деятельности, а в керамике они могут восполнить этот недостаток и почувствовать себя творцами", – рассказала педагог.
Кроме того, в работе с керамикой дети учатся планировать свою работу. У них есть задание, которое нужно исполнять в определенном порядке. Сначала взять кусочек глины, положить его в форму, примазать, потом повторить эти действия снова. Так у детей появляется умение просчитывать свою деятельность на несколько шагов вперед.
Фотогалерея
В соседнем классе Максим учится делать свечки. Мальчик совсем не видит, но хорошо слышит и говорит. Мастер учит его брать пласты воска, разделять их на части, вкладывать в них фитиль и закатывать в свечку. Мальчик выполняет инструкцию: скручивает свечку, поджигает ее. Он не видит огня, но чувствует тепло от пламени. Для работы с координацией его просят погреть нос и уши, Максим подносит свечу к указанным частям головы. Потом мальчику говорят задуть свечу, он резким выдохом тушит пламя и нюхает запах. Так Максим понимает, что огонь погас.
"Мы ездим в школу для социализации – из дома надо обязательно выходить"
В коридоре центра я встречаю папу одной из учениц. Его зовут Александр. Он первым из родителей приехал забирать ребенка после учебы и сидит один в раздевалке на низкой скамейке для детей из начальной школы среди ящиков для верхней одежды, которые подписаны именами детей шрифтом Брайля.
"Моя девочка ходит сюда в третий класс. У нее инвалидность по зрению, один глаз у нее видит на 10 процентов, другой протезированный. Еще она не говорит, – рассказал Александр. – За три года обучения (ранее дочь Александра обучалась в другом учреждении – прим. m24.ru) ребенок научился складывать слова из букв и общаться жестами. Прогресс есть. Может быть, обычному человеку он не виден. Но в глазах родителя это большое достижение".
Фото: Анастасия Мальцева
По словам Александра, он возит дочку учиться в центр четыре раза в неделю. Их семья живет на другом конце Москвы – в Зеленограде, на дорогу на машине в одну сторону уходит от часа двадцати минут до двух часов.
"Далеко, но все дело в привычке, – отмечает отец девочки. – Дорогу в машине ребенок нормально переносит. В школу мы ездим в первую очередь для общения и социализации. Надо из дома выходить обязательно. Находится в квартире 24 часа в сутки для ребенка не полезно".
"Для слепоглухих детей делать работу синхронно – сложная задача"
Задача педагогов центра – развивать у детей навыки, которые помогут им познавать мир, отмечает дефектолог Ольга Селезнева. "Например, я работаю с девочкой, которая не говорит, но хорошо слышит и понимает речь. У нее сложное генетическое заболевание: нарушена зона мозга, отвечающая за воспроизведение речи, – рассказывает дефектолог. – Мы учим ее общаться жестами, чтобы она могла объяснить собеседнику, что хочет есть, пить или взять какой-то предмет в руки. Когда ей удается показать жестом, что она хочет, а ее понимают, девочке очень нравится". Без этого навыка девочка на протяжении всей жизни не может объяснить окружающим, что она хочет и о чем она думает.
Ссылки по теме
- Первый ресурсный центр для слепоглухих открылся в Москве
- Центры госуслуг проверят на доступность для маломобильных граждан
- В Москве впервые прошла Европейская неделя для слепоглухих
Слепоглухим детям крайне сложно научиться взаимодействовать между собой и при этом еще заниматься каким-то общим делом, рассказывает учитель первого класса, дефектолог Мария Пукач.
"Просто находится вместе на уроке и делать что-то синхронно для слепоглухих детей уже важная и сложная задача. Большинство детей не говорят, поэтому им трудно вступать в контакт с другими людьми – сверстниками и взрослыми, – рассказывает Пукач. – Некоторые дети могут пользоваться только отдельными словами или говорят так медленно и трудно, что у окружающих не хватает терпения, чтобы дождаться и узнать, что они хотят сказать. Мы учим таких детей опираться на зрение, чтобы они могли быстро показать простыми бытовыми жестами то, о чем бы они хотели нам рассказать".
"Часто слепоглухие живут в полной изоляции и никому не сообщают о себе"
Пресс-секретарь фонда "Со-единение" Алексей Крапухин рассказал, что все услуги для слепоглухих людей центр предоставляет бесплатно. Чтобы попасть в учреждение, нужно пройти перепись, которую проводит фонд.
"Раньше людей с нарушением слуха и зрения отдельно никто не считал, – рассказал Крапухин. – Они просто относились либо к слепым, либо к глухим. Фонд начал проводить перепись людей с комплексными нарушениями около года назад. За это время нам удалось насчитать 2,5 тысячи людей по всей стране, а в Москве – около 200 человек".
По его словам, подсчитать людей с одновременными нарушениями слуха и зрения достаточно трудно. Их возможности общения и взаимодействия с миром сильно ограничены, поэтому часто слепоглухие живут в полной изоляции и никому о себе не сообщают.
Фото: Анастасия Мальцева
"Среди слепоглухих людей, которые полностью ничего не видят и ничего не слышат, всего четыре процента, – поясняет Алексей Крапухин. – Остальные либо слабовидящие глухие, либо слабослышащие слепые, либо слабовидящие и слабослышащие".
Число слепоглухих растет по всему миру и в России тоже, отметил Крапухин. Это связано с двумя социальными явлениями. Во-первых, увеличилась продолжительность жизни, а старческая слепоглухота – это порядка 60 процентов случаев этого заболевания.
Во-вторых, врачи научились выхаживать недоношенных детей. Если раньше такие малыши просто не выживали, то сейчас они вырастают, но у них часто бывают проблемы со зрением, так как они родились, когда их роговица глаза еще не до конца сформировалась.
"Я тебя не буду отпускать"
Фото: Анастасия Мальцева
На выходе из центра ко мне подбегает Саша, с которым я познакомилась, когда пришла в центр. Он крепко хватает меня обеими руками и спрашивает: "А куда ты пойдешь?" Я отвечаю ему, что погостила у них и теперь мне надо ехать на работу. Он сжимает мою руку еще крепче и говорит: "Я тебя не буду отпускать". Я не решаюсь уйти. Мы остаемся с ним стоять и ждать, когда за мальчиком придут родители.