Петр Кончаловский "Автопортрет (в желтой рубашке)", 1943
По понедельникам московские музеи не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников m24.ru запустило новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляться с ним в музей начиная со вторника.
В феврале исполняется 140 лет со дня рождения и 70 лет со дня смерти художника Петра Кончаловского. Русский последователь французских импрессионистов, поклонник Поля Сезанна, Ван Гога и Гогена, Петр Кончаловский сумел вобрать в свою живописную манеру влияние всех крупнейших мастеров рубежа XIX-XX веков.
Петр Кончаловский "Портрет художника Г.Б.Якулова", 1910
Петр Кончаловский родился 21 января 1876 года в городе Славянск Харьковской области. Живописи он начал учиться в Харьковской рисовальной школе, затем на вечерних курсах в Строгановском художественно-промышленном училище и в академии Р. Жюлиана в Париже (1897-98), где познакомился с крупнейшими художниками эпохи, и, наконец, в Высшем художественном училище при Петербургской Академии Художеств (1898-1905). Хотя своим духовным отцом Петр Кончаловский всегда считал Сурикова, французская школа проявилась в его творчестве во всех своих стилистических особенностях. В 1910-е годы это привело к увлечению искусством примитива, в работах мастера появляется плоскостная композиция, предметы теряют объем и окрашиваются в яркие локальные цвета. Некоторые из них, в том числе и портрет художника Георгия Якулова, по всему композиционному строю и живописному решению напоминают ярмарочные фотографии начала ХХ века.
Петр Кончаловский "Бой быков", 1910
Во время путешествия по Испании Кончаловский сделал с натуры множество этюдов на тему корриды, набрасывая различные сцены то акварелью, то маслом. В таких беглых работах почти всегда присутствует трибуна со зрителями и арена. Тема быков часто встречается в творчестве Пабло Пикассо, и зачастую работы художников оказываются очень созвучными. Живописец отмечал, что ему хотелось сделать быка не таким, как его все видят, а похожим на примитив, на игрушку. Вместе с Кончаловским увлечения искусством примитива пережили многие художники творческого объединения "Бубновый валет".
Петр Кончаловский "Семейный портрет (сиенский)", 1912
На портрете изображена семья Кончаловских: сам художник, его жена Ольга Васильевна, дочь русского живописца В.И. Сурикова, и дети – Наташа и Миша. Портрет был написан во время пребывания Кончаловских в Италии, поэтому и получил название сиенский. Этим масштабным произведением Кончаловский подводит итоги своим поискам конца 1900-х – начала 1910-х годов. Помимо характерного интереса к примитиву, которым окрашено все творчество мастера данного периода, в сиенском портрете просматривается влияние фресковой живописи раннего итальянского Возрождения с типичной для этой эпохи композицией. Кроме того, здесь очевидно понимание роли цвета, близкое к фовизму, направлению во французской живописи конца XIX – начала XX века, для которого характерны яркие, кричащие, цвета.
Петр Кончаловский "Хлебы на зеленом", 1913
Для натюрмортов Кончаловского важным было стремление освободить живопись от литературности, желание вернуть ей способность пользоваться только собственными средствами воздействия на зрителя – цветом и пластикой. Художника интересовало не единство предметов и пространства, не создание реалистичной композиции, а сами предметы, их материальная убедительность, форма и фактура. Перед зрителем предстает не вид накрытого для трапезы стола и не букет цветов на фоне окна, а изобильное, как на уличной вывеске, нагромождение однообразных продуктов – буханок, караваев и калачей.
Петр Кончаловский "Натурщица у печки", 1917
В картине "Натурщица у печки" к натюрморту добавляется фигура обнаженной женщины. Живописная плоскость дробится и осыпается, в чем проявляется влияние живописи Пабло Пикассо и кубизма в целом. Сложные цветовые переходы прерываются черными линиями и отдельными штрихами, дробящими форму на отдельные плоскости. При этом формы укрупняются, огрубляются, становятся более плотными и крепкими, физически осязаемыми. Цвет здесь передает не столько поверхностную раскраску, сколько саму форму и массу, материальную плоть вещей.
Петр Кончаловский Автопортрет с женой", 1923
В работах 1920-х годов исчезает "бубнововалетский" схематизм формы и цвета, живопись Кончаловского обретает колористическую тонкость, сложное богатство переходов и внутренних контрастов. При этом он начинает пробовать сложные импрессионистические живописные техники, создавая формы из отдельных мазков и цветовых пятен, не смешивая краски, а накладывая их на холст рядом друг с другом. Художник обращается к истории искусства, находя подходящие для своих работ композиции в творчестве Рубенса или Рембрандта ("Портрет с Саскией на коленях", 1635 год).
Петр Кончаловский "Сирень в корзине", 1933
"В этом букете все живет, цветет и радуется", ‒ говорил Кончаловский о своей картине "Сирень в корзине". Признанный мастер натюрморта, он очень любил цветы. Среди его цветочных натюрмортов есть "Букет цветов в белой вазе" (1907), "Гладиолусы" (1912) и многие другие. Художник оставил огромное живописное наследие, которое насчитывает более 1500 работ. Оставаясь независимым (насколько это было возможно в те времена), художник все свои работы представлял на суд супруги, Ольги Васильевны. Если она говорила: "Не то", то участь холста была предрешена и он шел "под нож", или Петр Петрович использовал их под новые произведения, безжалостно загрунтовывая предыдущую работу.
Петр Кончаловский "Портрет В.Э. Мейерхольда", 1938
Портрет был создан Кончаловским в период массовых репрессий, незадолго до ареста и гибели Всеволода Мейерхольда, театрального режиссера-реформатора. С целью показать конфликт личности с окружающей действительностью – в это время Мейерхольд был уже отстранен от работы – художник избирает сложное решение в построении композиции. Фон, которым является ковер с пестрым орнаментом, решен как декоративная орнаментальная плоскость, а фигура написана объемно и выдержана в монохромной тональной гамме. Столкновение плоскости и объема, контраст цветовых пятен, дробные формы орнамента и фигура модели – все это создает особое эмоциональное напряжение, раскрывающее содержание образа. Вот как описывает картину Всеволод Иванов: "На тахте лежит человек. Казалось бы, отдыхает. К этому располагают и нарядный ковер, и мирный пес. Но его творческая мысль не прекращается ни на минуту, она так же напряжена и беспокойна, как узор ковра…".
Петр Кончаловский "А. Н. Толстой в гостях у художника", 1941
Петр Кончаловский дружил со многими представителями интеллигенции своего времени. Многие писатели и художники часто бывали у него в гостях. Однажды в мастерскую Кончаловского пришел Владимир Маяковский в экстравагантной желтой блузе, с красно-оранжевой морковкой, торчавшей вместо платка из кармана. Но так как "бубнововалетчики" к тому времени уже разошлись в своих творческих поисках с "футуристами", Кончаловский сказал: "Футуристам здесь делать нечего", – и захлопнул дверь перед носом поэта.
Петр Кончаловский "Полотер", 1946
Кончаловский старался сохранять нейтралитет по отношению к советской власти и отказался писать портрет Сталина, сославшись на то, что он реалист и не может делать портреты по фотографии. Хотя, конечно, это был знак протеста против расстрела Мейерхольда и опалы многих друзей художника. При этом, в 1942 году получил Сталинскую премию I степени "За многолетнюю творческую деятельность", и смог организовать несколько персональных выставок в 1940-х и 1950-х годах, а в 1947 году был избран действительным членом Академии художеств СССР. Петр Кончаловский скончался 2 февраля 1956 года и был похоронен на Новодеичьем кладбище в Москве.