Виктор Пивоваров "Читающая птица в ландшафте (по картине Карла Шпицвега)", 1998
По понедельникам многие из московских музеев не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция m24.ru запустила новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей.
Сейчас в Москве можно посмотреть сразу две уникальных выставки. В Музее "Гараж" (он работает ежедневно) и в ГМИИ им. А.С. Пушкина открыты выставки работ Виктора Пивоварова, одного из ведущих представителей московского концептуализма, ключевой фигуры российского послевоенного неофициального искусства наряду с Ильей Кабаковым и Андреем Монастырским. В ГМИИ, в зале Микеланджело будет показан новейший цикл "Потерянные ключи", вдохновленный искусством немецких и голландских художников XVI–XVII веков.
Виктор Пивоваров "Предчувствие", 1977
В преддверии 80-летия Виктора Пивоварова Музей современного искусства "Гараж" и ГМИИ им. А.С. Пушкина представляют масштабные выставки художника, одного из главных героев московского концептуализма. При этом выставки, кажущиеся абсолютно независимыми друг от друга и тематически, и стилистически, на самом деле тесно связаны друг с другом. Проект "Гаража" представляет работы, созданные с 1970 года, и посвящен путешествию главного героя через философские контексты и духовные миры, а выставка в ГМИИ является оммажем к классическому искусству и работам мастеров Северного Возрождения.
Виктор Пивоваров "Лампочка перегорела", 1992–1996
Виктор Дмитриевич Пивоваров родился 14 января 1937 года в Москве. В 1951–1957 годах получил художественное образование в Московском художественно-промышленном училище им. Калинина. Широкому зрителю Пивоваров был знаком в основном не по концептуальным работам, а по работе с журналами "Мурзилка" и "Веселые картинки". Также он занимался оформлением детских книг. Именно под влиянием стилистики журнальной иллюстрации во многом сложился индивидуальный почерк художника. В отличие от современников концептуалистов Пивоваров всегда в большей степени исследовал тайную жизнь человеческой души, чем откликался на социальную проблематику. Или, как говорит сын художника Павел Пепперштейн, "Пивоваров всю свою жизнь рисует комнату души. <…> Все возможные здания, все возможные ландшафты скрываются внутри комнаты – все внешнее становится фрагментом внутреннего пространства". Эта самая комната, или даже путешествие через комнаты, и составляют "гаражную" экспозицию.
Виктор Пивоваров "Говорит Москва…", 1992
На выставке "След улитки", которая работает в Музее "Гараж" представлены как раз самые ранние живописные циклы начала 1970-х годов, когда Пивоваров пытался работать в духе европейских и американских художников. Используя таблицы, графики, детские иллюстрации, плакатную стилистику, он создает схемы и ребусы, которые зритель может разгадать при помощи путеводителя по выставке, написанного самим художником и куратором Екатериной Иноземцевой. В то же время, на выставке в ГМИИ одна из работ, выполненных в 2015 году, получила такое же название, "След улитки". И, возможно, именно эта работа объясняет весь проект: история маленького существа в сумасшедшем агрессивном мире. Путешествие по "гаражной экспозиции" завершается философско-поэтическим эпилогом:
Улитка оставила след на песке
Полетов своих траекторию
Узкий путь
Шлифовальщика
Перламутровых пуговиц
Виктор Пивоваров "Умиление", 2003
Улитка стала для Виктора Пивоварова наиболее полным символом укрытия от внешнего агрессивного мира. Значительное место на выставке в Музее "Гараж" уделяется также самому оригинальному жанру в русском искусстве второй половины ХХ века – концептуальному альбому, на страницах которого объединяются изображение и парадоксальное высказывание. Так, например, в одном из залов представлен альбом, получивший название "Сутра страхов и сомнений", имитирующий сакральные свитки наподобие Торы или древних китайских манускриптов. В свитке среди схематичных рисунков, коротких магических рассказов и заговоров спрятаны очень личные и трогательные страхи, как то "Страх, что задавит автобус", "Страх ленточек", "Страх вечерних теней" и т.д.
Виктор Пивоваров "Автопортрет в юности", 2015
А в ГМИИ им. А.С. Пушкина работает выставка "Потерянные ключи", которая раскрывает другую грань творчества автора. Здесь представлены работы Виктора Пивоварова, выполненные в 2015 году и вдохновленные произведениями старых европейских мастеров. Такие выставки-интервенции, предусматривающие агрессивное вторжение актуального искусства на территорию классического, или, напротив, их мирное сосуществование на одной выставочной площадке, сегодня стали неотъемлемой чертой современного художественного пространства. ГМИИ уже делал подобные проекты: выставка "Оммаж Луи Галле" прошла в музее в феврале, а "Мимикрия. Вим Дельвуа в Пушкинском музее", была организована в 2014 году. В сентябре 2015 года, в рамках VI Московской биеннале современного искусства, кураторы представили выставку "Рембрандт. Другой ракурс". В экспозиции были показаны работы московского художника Дмитрия Гутова в параллели с произведениями Рембрандта Харменса ван Рейна.
Виктор Пивоваров "Философская собака", 2015
В контексте подобных выставок художник и зритель свободно разговаривают на "чужих языках", играют культурными кодами минувших эпох, старинной символикой и атрибутикой. В этом приеме скрывается желание классического искусства и традиционного музея быть современным и понятным, а актуального искусства – найти свои корни и показать преемственность от старых мастеров. Тем не менее, Виктор Пивоваров, скорее не раскрывает суть и концепцию исторических произведений, а, наоборот, запутывает зрителя, уводя его из привычной системы координат классической живописи.
Виктор Пивоваров "Два зеркала", 2015
Восемь картин из цикла "Потерянные ключи", объединенные стилистической игрой с искусством XV–XVI столетий, создают внутри музейного зала игровое пространство. Эти образы рождают у зрителя ощущение чего-то очень знакомого за счет вплетения узнаваемых деталей ренессансной живописи в сложную концептуальную ткань современного искусства. Образы Иеронима Босха, Питера Брейгеля, Лукаса Кранаха, Джованни Беллини оказываются настоящими ловушками, в которые попадает каждый зритель, пытаясь увидеть за узнаваемыми образами знакомые сюжеты.
Виктор Пивоваров "Меланхолия", 2015
Выбрав в качестве отправной точки в своем историческом путешествии живопись эпохи Возрождения, Виктор Пивоваров сознательно адресует зрителя к золотому веку мирового искусства, причем к самому моменту сложения станковой картины в классическом понимании этого термина. Сформулированные в творчестве титанов Ренессанса принципы пластической светотеневой моделировки и линейной перспективы стали одной из отправных точек развития европейской живописной традиции. Понимаемая как "окно, распахнутое в мир" (пользуясь словами Леонардо да Винчи), новая живописная система ставила перед художником задачу иллюзорного продолжения реальности, утверждая высшие принципы и идеальность миропорядка. Однако, используя формальные приемы ренессансной картины, Виктор Пивоваров добивается прямо противоположного эффекта: пространство картины перестает быть иллюзией реального мира и становится проекцией мира воображаемого. И в этом выставка в ГМИИ сближается с экспозицией "Гаража": и тут, и там мы оказываемся в воображаемом мире невидимого героя.
Виктор Пивоваров "След улитки", 2015
В работах "Мыслитель" и "След улитки", Пивоваров визуализирует попытку скрыться в ракушке внутреннего мира, окруженного хаосом. Сам художник в путеводителе по выставке раскрывает этот образ через попытку найти ответы на вопросы "Где я?", "Кто я?", через самоидентификацию. Он пишет: "Если отбросить такие идентификационные маски, как "Я – мужчина", "Я – отец", "Я – гражданин", "Я – художник", "Я – русский", "Я – житель Москвы" и т.д., что останется в конечном итоге? И останется ли что-либо вообще?"
Виктор Пивоваров "Мыслитель", 2015
Подобно тому как это происходит на полотнах Босха и Брейгеля, в цикле "Потерянные ключи" прямо на глазах у зрителя рождается странный мир удивительных существ, любые попытки интерпретации которого, по мнению Пивоварова, оказываются обречены на провал и становятся "лишь бессмысленным подбиранием отмычек к широко распахнутым дверям искусства". Литературо- и культуроцентричность автора, использование огромного количество цитат и философских идей, перемешанных друг с другом, вновь и вновь будут запутывать зрителя, опровергая все предположения и догадки.