+1 °C
USD ЦБ101.61
EUR ЦБ105.25
ВОЗДУХ +1 °C
АТМ 751 ММ
ВЕТЕР 0 М/С
ВЛАЖН 93%
Новости

Новости

14 февраля 2014, 13:51

Общество

Профессор НИУ ВШЭ рассказал о сходстве нейроэкономики людей и животных

В "Экспериментаниуме" рассказали о том, что такое нейроэкономика

Профессор Высшей школы экономики Василий Ключарев рассказал в Музее занимательных наук "Экспериментаниум" о том, что такое нейроэкономика и чем, согласно результатам исследований в области этой науки, люди схожи с животными. Онлайн-трансляцию лекции провело сетевое издание M24.ru.

Василий Ключарев - декан факультета психологии Высшей школы экономики и ведущий эксперт в области нейроэкономики и нейробиологических основ социального влияния. В 2000 году защитил кандидатскую диссертацию под руководством академика Н.П. Бехтеревой. В 2000-2013 годах стажировался в Технологическом университете Хельсинки, Эразмус Школе менеджмента (Роттердам), Дондерс Центре когнитивной нейробиологии (Нидерланды) и университете Базеля (Швейцария).

Имеет публикации в ведущих нейробиологических журналах (Neuron, Journal of Neuroscience, и других), член Международного нейроэкономического общества. Приглашенный профессор Санкт-Петербургского государственного университета.

Нейроэкономика – междисциплинарное направление в науке на пересечении предметов экономической теории, нейробиологии и психологии. Она изучает процесс принятия решений при выборе альтернативных вариантов, распределении риска и вознаграждения.

Сегодня с помощью специальных приспособлений можно просканировать мозг не только человека, но и обезьян. Подобные исследования позволяют проникнуть вглубь подсознания, и даже повлиять на принятие решений.

Оказывается, обезьяны, как и люди, способны обмениваться услугами и помогать друг другу. Например, если обезьянка увидит, что человек уронил какой-либо предмет, то поднимет его и отдаст экспериментатору. Если же у одного из двух дерущихся исследователей забрать палку, животное подойдет к ней и отдаст "оружие" тому, у которого его отняли. Все это говорит о том, что животные способны к сотрудничеству.

Экономика капуцинов

Маленькие обезьянки, живущие в больших группах в Америке, очень любят помогать друг другу. Обитают они в кронах гигантских тропических деревьев, где выискивают себе пропитание - плоды, орехи, семяна и сочные побеги. Их голоса полны разнообразных звуков. Капуцины пользуются заслуженной репутацией одних из наиболее сообразительных видов приматов Америки. Капуцины живут колониями или стадами. Целыми днями они кормятся, играют или занимаются грумингом (вычесыванием) друг друга. Все члены стада заботятся о детенышах, а в случае опасности бросаются на выручку.

В лаборатории обезьянам предложили решить задачу, в результате чего ученые пришли к выводу, что животные склонны обмениваться услугами.

Обезьянка может открыть коробку с орехами, но, чтобы сделать это, ей надо воспользоваться камнем, который лежит у другой обезьяны - та с удовольствием соглашается выручить свою подругу. В итоге животное, получившее лакомство, делится им со своей помощницей.

В другом опыте ученые использовали монеты, которыми животные расплачивались за еду. Одной обезьяне за монету дали виноград, а другой - орех, однако манипуляция не прошла, поскольку хитрый капуцин отказался от ореха, и стал требовать сочное лакомство, доставшееся его товарищу.

Монеты и прочие предметы быта для капуцинов ничто по сравнению с грумингом (перебирание шерсти другой обезьяны). Когда взрослый бабуин видит маленького бабуина, он хочет поиграть с ним. Но чтобы получить на это разрешение, обезьяна должна почесать маму. И здесь включается режим спроса и предложения. Если в группе всего один малыш, мама заставляет чесать себя очень долго. А если малышей много, то можно ограничиться коротким почесыванием.

Экономика рыбок-чистельщиков

Примером высокоразвитых биологических рынков можно считать взаимоотношения рыб-чистильщиков и их клиентов - рыб того же ареала обитания, с кожи которых удаляют паразитов. Рыбка-чистильщик - поставщик услуг, а клиент потребляет их.

Различают три типа клиентов: резиденты, живущие рядом со "станцией", путешественники, легко меняющие станцию чистки, и хищники, способные съесть чистильщика. Интересно, что у чистильщиков складываются разные отношения к разным типам клиентов. Порой клиенты выстаиваются в очередь у "станции" чистильщика, ожидая получения услуги. По сравнению с резидентами, путешественников редко заставляют ждать и обманывают, например, выкусывая вместо паразита кусок кожи. Кроме того, чистильщики никогда не обманывают клиентов-хищников, способных отомстить.

Система чистильщик-клиент является примером высокоорганизованного биологического рынка и напоминает отношения потребитель-продавец в экономике человека.

Экономика существует и у насекомых. Взять, к примеру, муравьев, группы которых порой насчитывают около 20 миллионов, а это целые города. Известно также, что пчелы могут передавать другим пчелам информацию о вкусной еде.

Интересные факты о нейроэкономике

Управление компьютером силой мозга

Сотрудники исследовательской лаборатории Intel из американского Питтсбурга считают, что к 2020 году необходимость в клавиатуре и компьютерной мыши отпадет, а открывать документы, вводить текст и путешествовать по интернету можно будет силой мысли за счет вживленных в мозг чипов. С этой целью ученые пытаются найти способы читать волновую активность мозга и трансформировать ее для управления различными устройствами – мобильными телефонами, телевизорами, компьютерами и т. п. Передачу сигналов головного мозга будут осуществлять специальные сенсоры, вживленные в кору головного мозга.

Реклама для животных

Сегодня реклама корма для животных направлена не только на хозяина, но и на домашнего питомца. Например, в европейских роликах Purina от Nestle вставлен свист на высоких частотах, который слышат только собаки. Некоторые животные бросаются к телевизору, а затем просто стоят и смотрят, не понимая, чего от них хотят. А хозяин после такого трюка бежит в магазин, чтобы порадовать своего любимца.

Еще один забавный пример - голландские билборды с рекламой кормов для собак Bonzo, которые каждые 10 секунд испускали ультразвуковой сигнал, слышный только собачьим ухом. "Полайте, если вам нравится Bonzo!" гласил теглайн.

Ободок с ушами, считывающий настроение человека оборудован сенсором, регистрирующим мозговые волны. В зависимости от настроения человека кошачьи уши на ободке в буквальном смысле будут подниматься и опускаться.

Эксперимент Пола Зака

Американский специалист в области нейроэкономики Пол Зак в ходе эксперимента выяснил, что, когда человек получает деньги, у него поднимается уровень оскитоцина - гормона радости. А высокая концентрация этого гормона пробуждает к проявлению щедрости. Таким образом, люди легко жертвуют деньгами на благотворительность.

Еще одно исследование ученого коснулось области откладывания денег. Оно привело к выводу, что "заначки" есть далеко не у всех, а все потому, что люди привязаны к ежедневным развлечениям и покупкам. Потратив деньги в кафе или купив новое платье, можно получить удовольствие сразу, чего не скажешь про долгосрочные цели, не приносящие незамедлительного удовлетворения эмоционального голода. Отсюда следует, что человеческие эмоции оказывают гораздо большее воздействие на принятие решения, чем трезвый разум.

"Кока-кола" или "Пепси"? - этот вопрос окончательно разрешил невролог из Медицинского колледжа в Хьюстоне Рид Монтегю. В своих опытах он обнаружил, что дегустаторы не ощущают никакой разницы между этими напитками, если их налить в стаканы без маркировки. Но, когда напитки наливают из бутылок с соответствующей этикеткой, большинство единогласно признает, что "Кока-кола" вкуснее.

Когда Монтегю повторил тот же эксперимент, поместив голову дегустатора в ядерный магнитный томограф, показывающий активность мозговых центров, оказалось, что от стакана колы, если дегустатор знает, что это именно она, активируются зоны, связанные с позитивными мыслями и с воспоминаниями о приятных эмоциях.

Отсюда невролог сделал вывод, что компания "Кока-кола" с помощью агрессивной рекламы внедрила в мозги американцев положительный образ своей газировки.

Анна Лебедева

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика