Кадр из фильма "Конец прекрасной эпохи"
Главные кинорелизы этой недели если не поражают, то, во всяком случае, удивляют неожиданными решениями. Раздвоенный Том Харди в костюмно-историческом фильме про Лондон начала 60-х изображает близнецов, состоявших в сложных отношениях привязанности и ненависти. Станислав Говорухин, гражданская активность которого нацелена к возвращению советских порядков, робко живописует моральное уродство и двоемыслие советских людей, экранизируя изгнанного из СССР Довлатова. Авторы ужастиков братья Даудл вдруг рассказывают совершенно правдоподобную, но не менее страшную от этого историю европейцев, застрявших посреди азиатской революции. Наконец, герой комедии "Половое воспитание" , просвещающий школьников насчет беременностей и дурных болезней, сам оказывается невоспитанным девственником лет сорока.
"Легенда"
Бенефис Тома Харди, играющего двух легендарных лондонских гангстеров-близнецов Рей – плохого Реджи (Харди без очков) и еще более ужасного Ронни (Харди с в очах и с безумным оскалом). Дело происходит в свингующие 60-е, и поэтому экран сочится не только вишневой кровью: мини-платья анилиновых расцветок, безумные наряды танцовщиц из принадлежащего братьям клуба (куда заходили и их нью-йоркские коллеги), и гоночные автомобили, непременно красные. Смешные обои, еда, по цвету неотличимая от посуды и предметы интерьера, имитирующие еду. Тут избыточно почти все – и удвоенное количество Тома Харди (в одной из сцен единый в двух лицах актер дерется сам с собой), и навязчивые шутки про чай (видно, что кино сделал американец), и какое-то цирковое безумие, которое излучает не только шизофреник Реджи, но и его карикатурная гей-свита (злой близнец был запределен во всем) и, конечно, насилие – в кульминационной сцене, к примеру, человека убивают серебряным ножиком для нарезки лимона (оружие чуть более смертельное, чем чайная ложка). Немного не хватает только, собственно, главного – нерва, трагедии, глухой поступи судьбы, без которого гангстерский сюжет остается всего лишь экскурсией в прошлое. Живописной, небанальной и познавательной, но все же экскурсией.
Фото: imdb.com
"Конец прекрасной эпохи"
Одновременно с американцем Хелгелендом машину времени заводит и видный русский режиссер Говорухин. Пункт назначения – конец 50-х начало 60-х, прекрасная эпоха НТР, реабилитаций, хрущевских афоризмов и легкой мебели. В общем, это трогательная имитация оттепельного кино, снятая самым консервативным (но и самым советским) из наших режиссеров.
В стране оттепель, но не радостны лица главных героев фильма. Поставленный по мотивам трех, причем самых мягких рассказов из довлатовского сборника "Компромисс", "Конец" повествует о мизерабельной судьбе советской журналистики, вынужденной юлить между правдой факта и требованиями партийности. Чуть растворяющийся в эстетском тумане актер Иван Колесников волочится с героиней Ходченковой и зрелищно мучается моральным выбором, сохраняя на лице несколько неуместный, но украшающий его циничный прищур. Поскольку будни журналистской жизни (особенно позаимствованной из прозы Довлатова) невозможны без мата, его герой Лентулов постоянно пищит, как неисправный металлоискатель: ведь сегодня мат в кино запрещен не без активного соучастия депутата Говорухина. Забавно, в общем, смотреть, как этому большому художнику самому приходится протискиваться в щель между реальностью и идеализмом.
Кадр из фильма "Конец прекрасной эпохи"
"Выхода нет"
А вот уже настоящий фильм про путешествия – причем фильм ужасов. Хоррормейкеры братья Даудл, известные своими страшилками, основанными на эффекте "найденных пленок", решили продвинуться еще дальше в строну реализма и сняли , фактически, зомби-фильм. С оной лишь разницей: тут зомби – не метафора угнетенных, рассерженных и одурманенных масс, как в классических фильмах Джорджа Ромеро, а натуральные массы, народ. Дело происходит во время бессмысленного и беспощадного бунта в Таиланде (за основу тут взяты отчасти реальный опыт Даудлов, оказавшихся с семьей в Бангкоке во время военного переворота, отчасти – фактура "арабской весны"). В центре кровавого хаоса оказывается семья американского топ-менеджера, получившего назначение в Таиланде (мужа играет Оуэн Уилсон, жену – Лейк Белл, комические, вообще-то, артисты). А спасаться от негодующей толпы им помогает герой Пирса Броснана, вновь выступающего в своем типичном амплуа пьяненького и разочарованного колонизатора.
Фото: imdb.com
"Половое воспитание"
Расслабиться после ужасов тайского бунта, британского криминалитета и российского кино можно вот на этой необязательной, но довольно милой комедии про сорокалетнего девственника, который полуподпольно преподает уроки полового воспитания трудным подросткам, которых в наказание оставили в классе после уроков. Эрик, преподаватель естественных наук, не может во время рецессии найти работу по специальности, и вынужден торговать бубликами. Случайно он устраивается в школу надзирателем, и выясняет, что двоечники – двоечники во всем, в том числе и в вопросах секса. Проделав несколько простых манипуляций с бананом и презервативом, Эрик становится любимым учителем. Осталось только обзавестись, наконец, девушкой и перейти от теории к практике.
Кадр из фильма "Половое воспитание"
Василий Корецкий