Александр Евсин – принципиальный противник всего плохого и сторонник всего хорошего. Беспощаден к глупости и идиотизму. Требователен и самокритичен. Заместитель начальника московского ЦОДД. Сторонник жестких и эффективных мер организации дорожного движения. Старается не нарушать, но был одним из первых получателей штрафа за нарушение разметки. Штраф оплатил и дополнительно отметил эффективность работы комплексов фотофиксации.
Фото: gucodd.ru
Исходные данные, сухо и без эмоций. Москва добилась впечатляющих успехов в борьбе с нарушениями правил дорожного движения. Сегодня в столице России развернута самая современная в мире система фотовидеофиксации правонарушений. В ее состав входит более 1700 стационарных комплексов, более 300 мобильных комплексов и сотни ручных планшетов у инспекторов. Бесспорно, что благодаря этой системе удалось значительно снизить количество ДТП и добиться впечатляющего результата - снижение количества погибших почти на 30%.
За сухими цифрами статистики – реальные человеческие жизни. Развитие системы продолжается, она становится все более функциональной и эффективной. Но есть нюансы... Нюансы эти из философских категорий. Это хорошо, что есть недремлющее око, присматривающее за людьми. Пока это дает исключительно положительные результаты. Но где границы этого присмотра? И как быть с категорическим императивом Канта? Ведь ничто не перестает меня восхищать, как звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас! Понимаете? Нравственный! Внутри нас. Внутри человека. А не на столбе со 100-кратным объективом.
Наступление новых технологий приводит часто к деформации восприятия требований закона и морали у некоторых людей. Некоторые люди незаметно для себя делают вывод, что закон и правила нужно соблюдать только там, где могут наказать за их нарушение. Но ведь это не так! Эти законы и правила должны быть внутри самого человека. Проходя через призму морали и нравственности, становится стержнем поведения - тем самым нравственным законом! Информационные технологии и средства автоматизации должны быть не надсмотрщиком над человеком, а надежным помощником и опорой, сильнейшим усилителем его физической силы и силы разума. Об этом пока мало кто задумывается, опьяненный успехами внедрения и первыми хорошими результатами работы. Но я призываю задуматься.
Мир должен быть комфортным умным домом для людей, а не цифровым концлагерем, в котором роботы надзирают за людьми. Как ни странно, многие концептуальные – поистине философские вопросы автоматизации и роботизации сейчас решаются в области дорожного движения. Это и системы безопасности дорожной инфраструктуры и развитие беспилотных автомобилей, развитие средств управления движением и систем контроля. Где нужно помогать человеку, а где жестко контролировать и пресекать? Где проходит линия разграничения между свободой воли человека и требованиями безопасности? Почему люди нарушают казалось бы элементарные правила безопасности? Почему человек снижает скорость, боясь получить штраф, но с готовностью идет на риск своей жизнью? Неужели штраф в 5000 рублей за превышение скорости на 60 км/ч пугает больше, чем вероятность погибнуть в результате ДТП?
Эти, казалось бы, абстрактные вопросы определят тот мир, фундамент которого сейчас закладывается. Совершенно убеждён, что нельзя сводить вопрос соблюдения правил дорожного движения лишь до вопросов наказания за их нарушения. Порядок может и будет, но какой ценой... И не разрушит ли это тот самый нравственный закон и ответственность человека перед собой лично и перед человечеством? Ведь потеря нравственного закона приводит к экскалации средств контроля и взаимного недоверия, потерю главной способности человека - способности к созиданию. Именно поэтому, развивая информационные технологии необходимо помнить, что это делается для человека и во имя человечества. Только так и никак иначе.