Ориентиром в литературе может быть не только мнение литературных критиков, но и тех, кто пишет книги. По просьбе m24.ru молодые российские писатели поделились своими главными открытиями среди книжных новинок и любимыми классическими произведениями – теми, которые всегда приятно перечитать.
Выбор Елизаветы Александровой-Зориной
Читаем о приматах и вспоминаем несправедливо забытого в России Макса Фриша
Фото: facebook.com/alexandrovazorina
Макс Фриш "Назову себя Гантенбайн" (1964)
Один из самых значительных романов ХХ века, написанный швейцарским писателем и драматургом, несправедливо забытым в современной России (сегодня книги Фриша можно купить на развалах по 30 рублей). Роман-притча, роман-путешествие по вымышленным жизням и выдуманным событиям, литературная мозаика, собранная из многовариантных историй, которые нередко начинаются с "А что, если…". А что, если бы я узнал о скорой смерти? А что, если бы жена изменяла мне? А что, если бы я был слепым? Или только притворялся им всю жизнь?
Франс де Вааль "Истоки морали. В поисках человеческого у приматов" (2014)
Автор – голландский приматолог и этолог. На протяжении многих лет де Вааль изучал поведение шимпанзе и бонобо и теперь с помощью результатов этих наблюдений доказывает, что мораль – вовсе не сугубо человеческое свойство, как мы всегда высокомерно считали. Истоки морали следует искать у животных. Примеры филантропии и бескорыстной взаимопомощи среди приматов и других зверей, которые пересказывает де Вааль, к сожалению, среди нашего собственного биологического вида встречаются все реже и реже.
Иван Зорин "Вечность мига. Роман двухсот авторов" (2016)
Необычный по форме роман, составленный из фрагментов несуществующих книг вымышленных авторов. Здесь и короткие рассказы, и притчи, и анекдоты, и эпитафии. От "найденных" глиняных табличек до современных постмодернистских романов, от записей монастырских книг до газетных вырезок. Зорин стилизует свои литературные мистификации под китайскую литературу, английскую прозу, французские опыты театра абсурда, советские военные романы, тексты древнегреческих авторов. Имена писателей и название книг – отдельный ребус, отгадывание которого под силу только истинным литературным ценителям.
Что читать у Елизаветы Александровой-Зориной?
Сборник рассказов "Три семерки" (2016) – третья книга молодой писательницы, которую любят сравнивать с Гоголем. Герои ее рассказов, как и у главного русского мистика ХIX века, – маленькие люди. Они ничем не примечательны, живут, как все, придавленные к земле обязательствами и долгами, без радостей и стремлений. Их жизнь – сплошной бег по кругу, движения доведены до автоматизма, а эмоции и чувства давно атрофированы за ненадобностью. Для них любое яркое событие может стать роковым. Неважно, с чем оно связано, – заблудился ли человек в лесу или стал свидетелем убийства.Выбор Гузели Яхиной
Читаем о детской психологии и Второй мировой войне
Фото: facebook.com/GuzelYakhina
Елена Чижова "Китаист" (2017)
Это антиутопия о том, что было бы во Второй мировой войне, если бы границы СССР отодвинулись до Урала. Я была поражена романом Чижовой "Время женщин", это один из моих любимых романов. Поэтому очень жду ее новых работ, обязательно куплю и прочитаю.
Джонатан Литтел "Благоволительницы" (2006)
Самое сильное литературное впечатление последних лет. Роман написан от лица офицера СС, который сначала идет с немецкой армией по территории СССР, а позже занимается решением еврейского вопроса. Удивительный роман. Автору удалось описать главного героя не черными красками, а различными оттенками черными цвета. Ему начинаешь сочувствовать. Главный вопрос в ходе чтения: что бы сделал я, как бы я себя повел, окажись на его месте?
Габдулла Тукай "Шурале" (1907)
Классика татарской литературы. Читала с раннего детства на русском и на татарском языке, а также читаю своему ребенку. Прекрасно подходит для домашнего чтения.
Юлия Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?" (1994)
Лучшая книга по практической детской психологии, которую когда-либо я читала. Очень жалею, что приобрела ее лишь спустя несколько лет после рождения ребенка.
Что читать у Гузели Яхиной?
Первый и пока единственный роман Гузели Яхиной "Зулейха открывает глаза" в 2015 году удостоился премий "Большая книга" и "Ясная Поляна". Роман рассказывает о жизни крестьянки из татарского села начала ХХ века. Мир Зулейхи всегда ограничивался ближайшим лесом, а путешествие в Казань было для нее далекой мечтой. Ничего не понимая в событиях, происходящих в стране, она стала их невольной жертвой: по ней проехалась коллективизация и раскулачивание, высылка в Сибирь и строительство трудовых поселков.Выбор Виктора Семёнова
Читаем детские книги о волшебстве, современную поэзию и вспоминаем "Мелкого беса"
Фото: viktorsemenov.ru
Ирина Данилова "Истории о Капельке" (серия книг)
"Истории о Капельке" позволяют детям не только окунуться в интересный и волшебный мир, но и помогают посмотреть сквозь призму добра на мир. Истории Даниловой учат быть честными, принимать решения и объясняют, почему нужно следовать установленным правилам.
Александра Лисица "– 42" (2017)
Любителям современной поэзии рекомендую открыть для себя мир петербургского поэта Александры Лисицы. По страницам ее нового сборника разбросаны небольшие, но очень красочные кусочки мозаики. Они складываются в целостную картину мира очень интересного человека.
Фёдор Сологуб "Мелкий бес" (1905)
В русской классической литературе, на мой взгляд, нет более сильного примера юмористического подхода к рассказу о том, с чем автор в корне не согласен. Сологуб не скатывается в морализаторство – иронизируя над происходящим, он пытается понять, в каком направлении нужно двигаться человеку, чтобы изменить ситуацию.
Что читать у Виктора Семёнова?
Повесть "Возвращение в Мальпасо" (2016) рассказывает о жизни молодого бизнесмена. Сначала он, двенадцатилетний мальчишка из обеспеченной московской семьи, готовится с отцом к путешествию в Карелию. Транзит через Санкт-Петербург меняет всю его дальнейшую жизнь. Во второй части уже повзрослевший герой возвращается в Петербург, чтобы завершить начатый отцом бизнес-проект. Петербуржец Виктор Семёнов проводит своего героя-москвича через огонь, воду и медные трубы жизни и работы в Питере.