13 июня 2013, 11:24
Американские ученые борются за сотрудничество с диспансерами Москвы
Фото: ИТАР-ТАСС
Врач-дерматовенеролог, дерматоонколог, заведующий отделением лазеротерапии и других аппаратных методов диагностики и лечения Московского научно-практического центра дерматовенерологии и косметологии Департамента здравоохранения города Москвы Олег Карымов
– Расскажите нашим слушателям, что такое Московский научно-практический центр дерматовенерологии и косметологии?
– Это достаточно молодая организация, созданная в 2011 году. На сегодняшний день центр является одним из крупнейших в России и, пожалуй, в Европе дермо-венерологических учреждений.
– То есть вам немногим более года?
– В плане юридического адреса – да, сама служба существовала уже много лет. Это организация создана в результате реформы, объединившей все кожно-венерологические диспансеры (КВД) города Москвы и вновь присоединенных территорий. В нее входят более 20 филиалов – это бывшие московские КВД.
– То есть если раньше со всеми заболеваниями кожи, ногтей, со всеми проблемами мы бежали сразу по месту жительства в кожно-венерологический диспансер – КВД, то сейчас нужно обращаться к вам в центр?
– Сейчас все КВД сохранили свое местоположение, изменилось только название и идеология. Поэтому все прикрепленное население, которое обслуживалось в кожно-венерологических диспансерах, может обращаться в туда же, но с пониманием того, что сейчас это крупный центр. И, соответственно, возможностей у него в плане оказания каких-то услуг по дерматологии намного больше.
– КВД сохранились?
– Сохранились, улучшились, реформировались, появились новые возможности. Поэтому мы рады нашим пациентам и ждем их.
– Итак, вы сказали, что центр относительно молодой, но только юридически, а фактически?
– А фактически мы являемся преемниками всех московских КВД, всей московской школы дерматовенерологии.
– И вот вы упомянули, что это крупнейшее в Европе медицинское учреждение со своей школой...
– Крупнейшее в Европе исторически и фактически дерматовенерологическое учреждение.
– Московский научно-практический центр дерматовенерологии и косметологии, расскажите, что он собой представляет?
– Как уже было сказано, это организация, которая возникла в результате реформы, объединившей все московские КВД. Руководителем нашего центра является известный дерматовенеролог, профессор, доктор медицинских наук, главный дерматовенеролог-косметолог, заведующий кафедрой кожных болезней и косметологии Российского научно-исследовательского центра Медицинского университета имени Николая Ивановича Пирогова профессор Николай Николаевич Потекаев. В состав центра входят 20 филиалов, расположенных по всей Москве. Учреждение, как и прежде, продолжает оказывать ряд услуг по дерматовенерологии прикрепленному населению. Кроме того, на базе центра располагается узкоспециализированное отделение, которое занимается углубленным решением тех или иных проблем.
– А что это за узкоспециализированное отделение?
– Например, это недавно созданное отделение по борьбе с вирусной патологией, которое включает в свой состав смежных специалистов. То есть если раньше занимались этой проблемой только дерматовенерологи, то на сегодняшний день мы имеем возможность приглашать консультантов совместных, смежных специальностей: иммунологов, урологов для решения тех или иных проблем вирусной патологии.
Вопрос от слушателя. – Здравствуйте, меня зовут Раиса Ивановна. У моего сына тяжелая форма псориаза. Ему говорят, что это не лечится, и отказываются помогать. Скажите, пожалуйста, лечите ли вы псориаз? Можно хоть чем-то помочь моему сыну?
– На самом деле проблема лечения псориаза достаточно сложная. На сегодняшний день уже доказано, что псориаз является генетическим заболеванием и передается по наследству. Вы можете не знать про всех своих родственников, у кого был псориаз, тем более он не всегда может проявляться обширными высыпаниями. Это может быть одна-две бляшечки на коленях, так называемые дежурные бляшки, которые пациента могут не беспокоить в течение всей жизни. Действительно, на фоне нервного стресса, на фоне каких-то астматических заболеваний псориаз может обостриться. Поправить генетическую структуру на данный момент мы, к сожалению, не имеем возможности. Но клинически чем-то помочь пациенту вполне реально. Вы можете обратиться по месту жительства, а также в наши централизованные специализированные отделения, в которых занимаются решением проблем, в том числе и достаточно сложных. Псориаз не совсем кожное заболевание, в тяжелых формах он может поражать суставы и внутренние органы. Поэтому обязательно нужно будет обратиться к специалистам и заняться серьезнее этой проблемой.
– Расскажите, пожалуйста, Раисе Ивановне, как должен действовать ее сын. Он должен обратиться в КВД?
– В филиал Московского научно-практического центра дерматовенерологии и косметологии, а там уже порекомендуют, куда дальше.
– У вас же несколько клиник входит в ваш центр?
– Да, если тяжелая ситуация с обширными высыпаниями, скорее всего, предложат госпитализацию. И уже в условиях госпитализации будут более углубленно смотреть, что происходит.
– А есть в Москве клиники, которые специализируются именно на госпитализации с тяжелыми формами псориаза?
– Да, но начинать нужно с КВД по месту жительства.
Вопрос от слушателя. – У меня пигментные пятна на лице, к кому мне обратиться?
– Пигментные пятна являются косметологической проблемой. Поэтому на базе отделения, которым я руковожу, с успехом решают эту проблему косметологи и специалисты по лазерной терапии. Это бывший городской КВД №1, на сегодняшний день это центральное отделение специализированной медицинской помощи. Адрес: Ленинский проспект, 17 – напротив первой городской больницы. Это станции метро "Шаболовская" и "Октябрьская". Запишитесь на прием, и мы вам поможем.
– Скажите, девушки обращаются с просьбой убрать веснушки?
– По весне это лучше не делать, потому что солнечное излучение наоборот стимулирует выработку пигмента.
– То есть это естественный процесс и лучше нашим юным москвичкам не заморачиваться и не идти выводить веснушки весной?
– Да. Сейчас вы можете обратиться к нам и вам порекомендуют ряд последовательных действий, которые замедлят появление новых веснушек, а некоторые пигменты и веснушки уберут совсем.
– У вас отделение дерматовенерологии и косметологии. С чем больше обращаются?
– В процессе своей деятельности мы поняли, что одних только дерматологических и косметологических подходов мало для решения тех или иных проблем. В основном пациенты хотят разрешить и эстетические проблемы. Поэтому на базе отделения работают специалисты, осуществляющие косметологическую коррекцию кожных заболеваний.
Вопрос от слушателя. – Лечите ли вы трофические язвы?
– Конечно, мы занимаемся этой проблемой, но это комплексное решение. Здесь нужно подключать и сосудистых хирургов, делать анализ проходимости сосудов. Не надо думать, что если у вас язвочка на коже, то это только кожная проблема. Это скорее внешнее проявление того, что находится в глубине.
– По долгу своей службы вы взаимодействуете с врачами очень многих специальностей? Ведь кожные проявления – это, что называется, вершина айсберга.
– Кожное проявление – это видимая часть, невидимая находится в глубине, и, как правило, более серьезная.
– Давайте еще раз вернемся к вашему уникальному центру, в котором больше 20 филиалов. В Москве двенадцать округов, если в каждом округе один КВД, то получается у вас двенадцать филиалов. А остальные 8-10 – это больницы и клиники?
– Действительно, в состав нашего центра с недавнего времени входит Городская клиническая больница имени Короленко. Кроме того, на базе нашего центра располагаются два дерматовенерологических стационара. Это Вешняковский филиал - бывший КВД №15 и филиал на улице Селезневская, д.20, в котором располагается и весь административный аппарат.
Вопрос от слушателя. – Где находится ваш центр и нужно ли направление из поликлиники?
– Вы можете зайти на сайт mosderm.ru, посмотреть ближайший филиал к вам и прийти туда с московской пропиской. Если у вас нет московской прописки, то прием будет уже на коммерческой основе. Для москвичей прием бесплатный.
– А ваша клиника находится на Ленинском проспекте, дом 17...
– Да, хотелось бы подробнее рассказать об этой клинике – это центральное отделение специализированной медицинской помощи. То есть целый филиал составлен из специализированных отделений. Центральное отделение специализированной медицинской помощи – это бывший городской Кожно-венерологический клинический диспансер №1, в состав которого на сегодняшний день входит дерматовенерологическое отделение, где происходит прием пациентов с заболеваниями кожи. Также в особо сложных случаях, когда это необходимо, пациенты консультируются профессорским составом кафедры отделения микологии. В настоящее время растет интерес к водным видам спорта, увеличивается количество посещений бань, саун, бассейнов, соответственно, мы наблюдаем возрастающее количество грибковых заболеваний. Последнее время стали очень много путешествовать, в том числе по жарким странам, привозят оттуда зачастую очень интересные заболевания, которые представляют определенную диагностическую сложность.
– Но есть институт паразитологии в Москве.
– Паразитология – это другое.
– К вам тоже привозят всяких непонятных насекомых под ногтями и в коже?
– Да, это предоставляет большую сложность, когда паразитарная инфекция уже в коже, потому что выглядит это все как опухоль. Тут мы взаимодействуем с онкологами и институтом паразитологии. У нас был случай, когда пациентке необходимо было исследование, которое делалось в единственном месте в мире – в Англии. Действительно, мы сотрудничали с онкологами из Московского научно-исследовательского онкологического института имени П.А. Герцена и поставили этот диагноз.
– Это она откуда-то привезла?
– Привезла из Таиланда.
– Спасли пациентку, вылечили?
– Да, вылечили.
Вопрос от слушателя. – Хотела бы узнать, лечат ли у вас васкулиты?
– Конечно, васкулиты тоже являются смежной проблемой. Это вопрос как сосудистых хирургов, так и дерматовенерологии. Аналогично: обращайтесь на прием к доктору и будем заниматься вашим заболеванием.
– Я хочу вернуться к рассказу о вашем центре.
– Я остановился на отделении микологии. Также у нас есть отделение медицинских осмотров. А одно из наиболее продвинутых в технологическом плане отделений – лазеротерапии и других аппаратных методов, заведующим которого являюсь я. Отделение ведет свою работу в следующих направлениях: дерматоонкологии – это то, что сейчас очень актуально. Многие пытаются сейчас на себе что-то удалить, что не всегда это ведет к чему-то хорошему, поэтому мы решили вплотную заняться этой проблемой и сотрудничаем с онкологами и дерматокосметологами. Следующее направление – это отделение косметологии, специализация которого – терапевтическая косметология, то есть применяем косметологические методики для коррекции кожных заболеваний, потому что на коже они все видимы и эстетическая проблема бывает зачастую наиболее важна для пациентов.
– Особенно если это молодые люди. А вы делаете лазерную шлифовку?
– Да. Кроме того, на базе отделения располагается Акне центр – сейчас очень много пациентов с акне, это болезнь не столько кожная, сколько более глубокая. Поскольку нужно смотреть, что происходит на гормональном фоне и в целом в организме. В связи с чем пришлось выделить отдельно Акне центр. Ну и собственно, кабинеты лазеротерапии.
– Столько всего. Казалось бы, такая узкая специализация. Итак, к вам попадает человек и им занимаются предметно, да? Главное,что правильно ставят диагноз.
– Да, потому что одного дерматовенеролога зачастую оказывается мало для удовлетворения потребности пациента. Поэтому подключаем смежные специальности и увеличиваем аппаратную и технологическую базу.
Вопрос от слушателя. – У меня заболевание ногтей, я уже много лет лечусь, и мне выписывают одни и те же лекарства. Я сказала доктору, что они мне не помогают, и спросила, есть ли какие-то препараты, которые можно выписать по ВК, на что мне ответили, что у них таких нет. Ну не может же быть такого?
– Опять же нужно более предметно смотреть, что за проблема. Если это проблема грибкового заболевания и имеется лабораторное подтверждение, то можете попросить направление на ВК, почему нет?
– Возвращаемся в ваш центр. Какое количество пациентов вы можете обслужить, какие мощности, как оборудован центр?
– Оборудование у нас постоянно обновляется. Недавно были закуплены радиохирургические аппараты "Сургитрон". На сегодняшний день это новейший аппарат для косметологических микроопераций. В Москве подобных аппаратов единицы, это одно из ведущих лазерных устройств, которые существуют. Мы сотрудничаем с клиникой Бостона, один раз в год ездим общаться с производителем лазера, поэтому часть работ, которые делают американцы, производят на нашей базе. Многие американские ученые хотят с нами сотрудничать в виду большого количества пациентов, соответственно, увеличивается потребность в этих процедурах.
– А что это за процедуры?
– Коррекции различных сосудистых патологий, винных пятен, гиперпигментации. На самом деле это все не так просто. Приходится каждый раз подбирать индивидуальные схемы лечения, потому что двух одинаковых пациентов не бывает.
– Американские ученые хотят работать с нами. Получается, что у нас есть возможности?
– Возможности у нас большие, и самое главное, что есть востребованность. У нас достаточно молодой и динамичный коллектив, который заинтересован в собственном профессиональном росте. Соответственно, мы многое можем. По первым результатам работы мы это ощутили, реформа дает нам возможность чувствовать себя на уровне с европейскими и американскими центрами.
Вопрос от слушателя. –У меня сын 10 лет назад был комиссован из военного училища с диагнозом "диффузный нейродермит". За эти 10 лет его жизнь превратилась в кошмар – у него страшный зуд, тело покрыто корочкой, болячками, на работу устроиться невозможно, не берут. Что делать?
– Действительно, проблема атопического дерматита, нейродермита является очень серьезной, таких пациентов очень много, она даже является противопоказанием для службы в армии. Это сложная патология, требуется комплексный подход. При тяжелой стадии необходимо госпитализировать. Потому что проблема атопического дерматита является поливалентной сенсибилизацией – это сенсибилизация к огромному количеству аллергенов. Если, допустим, у пациента зачастую какой-то ринит на цветение весной, то атопический дерматит может круглый год обостряться на кучу непонятных аллергенов. Очень хорошо помогает санаторно-курортное лечение, то есть это комплексная проблема и решением этой проблемы нужно заниматься круглогодично.
– С чего начать?
– С обращения к доктору-дерматовенерологу.
– По месту жительства?
– Да. Там поставят диагноз, исходя из стадии заболевания. Сначала будет госпитализация, потом порекомендуют какое-то санаторно-курортное лечение. Очень многим пациентам с атопическим дерматитом рекомендуют длительное проживание в сухом жарком климате. Некоторые пациенты отмечают улучшения, уже находясь в самолете в процессе перелета.
– В принципе, можно добиться какого-то результата, чтобы приостановить вспышку, чтобы это было не так заметно, можно было спать и не зудело по ночам?
– Конечно можно, многие наши пациенты, получая временное облегчение, считают, что они навсегда вылечились, и перестают что-то делать. В частности, при атопическом дерматите есть такая особенность, как сухость кожи. Сняли обострение, сняли красноту, и осталась только сухость. Если пациент не будет постоянно купировать эту сухость, чем-то мазать, то все вернется в достаточно короткие сроки.
Вопрос от слушателя. – У меня внук двадцати двух лет катался на мотоцикле, упал, разбил нижнюю часть лица, есть шрамы на подбородке и на нижней губе. Ему сказали, что лазером можно все выровнять. Это так?
– Можно, обращайтесь в наш отдел косметологи, специалисты по лазерной медицине посмотрят. Возможно, это будет не просто лазерная коррекция. Скорее всего, часть рубца придется иссякать, накладывать косметические швы и уже потом шлифовать. Однако есть такие рубцы, которые остаются после удаления опухолей, если это была злокачественная опухоль. Очень часто обращаются такие пациенты, опухоли бывают очень большие, удаляются не очень красиво. Здесь уже нужно очень аккуратно смотреть, потому что опухоли имеют склонность к рецидивированию. Если же травматические рубцы без какой-либо онкологической подоплеки, то с ними можно спокойно работать.
Вопрос от слушателя. – У меня над губой небольшое воспаление типа родинки. Можно ли как-то помочь убрать ее?
– То, о чем я только что говорил. Если это базалиома – опухоль кожи, то будет стоять вопрос об удалении этой опухоли. Вы можете обратиться, и мы уточним этот диагноз.
– А каким образом, лазером?
– Нет, ни в коем случае. Будет решаться вопрос о хирургическом удалении.
Вопрос от слушателя. – Псориаз. Заразен он или нет? Какие-то продукты нужно включать или исключать из рациона?
– Как уже говорили, псориаз – это генетическое заболевание, оно передается по наследству, поэтому это незаразно. Как правило, провоцируется это нервным фактором, нервным стрессом. При хронической перегрузке печени псориаз тоже может обостряться. Поэтому жирное, острое, копченое, соленое, алкоголь принимать нельзя. Чем больше вы перегружаете печень, тем больше мы видим проявления псориаза на коже.
– У вас есть еще узкая специализация, как дерматоонкология. Что это за онкологические заболевания кожи и какие они бывают?
– Как я уже начал говорить, это специальность на стыке двух – дерматологии и онкологии. Когда на коже появляются новообразования, прежде всего, большая проблема: "куда обращаться пациенту?".
– Новообразование – это родинка?
– Новообразование – это любой вырост на коже. Это может быть как родинка, так и папиллома. И не стоит думать, что родинка – это так безобидно. Родинка – это опухоль кожи, как правило, она доброкачественная, но если она злокачественная, то тут начинаются проблемы. Злокачественные опухоли кожи называются меланомы – это одна из самых злых опухолей, которые метастазируют чаще всего, и смертность на сегодняшний день от меланомы выходит на первые места.
– А как проявляется меланома?
– Это озлокачествление родинки. Отличия может назвать вам только врач, который занимается этой проблемой. Внешне мы можем ничего не узнать о том, что что-то происходит.
– Говорят, что цвет может у родинки меняться, тогда нужно сразу обратить на это внимание.
– Да. Обращаем внимание на ряд факторов – это цвет, родинка начинает как-то беспокоить, болеть, появляется жжение, дискомфорт, зуд, – это все является поводом для обращения к врачу. Есть еще такой тип меланомы, как "беспигментная меланома". Человек может даже не подозревать, если у него какой-то узелок бледно-розового цвета, а это уже злокачественная опухоль. Очень много обращений после удаления родинок, причем, когда говорят места, в которых удаляли, волосы встают дыбом: например, парикмахерская возле дома. Потому что косметологи, которые зачастую не имеют медицинского образования, в свободном доступе покупают оборудование. А мы потом ломаем голову, как решить эту проблему.
Вопрос от слушателя. – Акне-центр – это стационар или нет, как туда можно попасть?
– Это консультационный центр, прием ведут одновременно косметологи и дерматологи. Данная проблема не решается одним походом к врачу и назначением антибиотиков. Нужно будет исследовать гормональный профиль и смотреть, что происходит в организме в целом, потому что акне зачастую может быть предвестником и симптомом онкологических заболеваний.
– То есть в вашем центре есть и стационар?
– В нашем центре три стационара на сегодняшний день.