03 июля 2013, 18:20
Дачники отказываются от огородов в пользу отдыха
Фото: ИТАР-ТАСС
Пикники на дачах россияне устраивают все чаще, а вот продукты со своего огорода потребляют все реже. В этом году число граждан, имеющих землю и жилье за городом, резко возросло, о чем свидетельствует новый отчет ВЦИОМа. Вместе тем, количество огородников постоянно сокращается. Гости радиостанции "Говорит Москва" рассказали в передаче "Мнение сторон" о том, как россияне представляют себе идеальные выходные, что для них дача, а также о возросшей тяге горожан к загородной жизни.
Гости программы:
Степан Львов, руководитель управления социально-политических исследований ВЦИОМ;
Екатерина Ларионова, заведующая кафедрой территориального развития факультета государственного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при президенте РФ;
Лилия Паршина, руководитель Психологического консультативного центра "PSYCONSUL", специалист в области психоаналитически-ориентированной психотерапии.
Что нового появилось в жизни людей?
Степан Львов: Происходят качественные изменения. Все больше людей рассматривают дачу или загородный дом как место для проведения необременительного досуга, то есть без физического труда. Шезлонг, газон, клумба – вот атрибуты сегодняшнего загородного дома. Снижается стремление людей обеспечивать себя экологически чистыми продуктами, выращенными своими руками. Большинство предпочитает не тратить драгоценное время на физический труд, а желает получить некую психологическую разгрузку. Мы выяснили, что, прежде всего, люди хотели бы встретиться с друзьями, побыть на природе, в кругу семьи, поработать на даче, сделать домашние дела и так далее. Однако многие, на самом деле, провалялись на диване перед телевизором, кто-то занимался уборкой дома и домашним хозяйством. Театры, выставки и кратковременные турпоездки остались благими пожеланиями.
О чем говорят стремления россиян что-то выращивать на даче?
Лилия Паршина: Мне кажется, что горожане ищут любую возможность как-то разрядиться и расширить свое внутренне пространство, которое находится под большим давлением агрессивных факторов проживания в городе. Так как нужно совладать с этими атаками, то психика выделяет на это свой внутренний ресурс, который противостоит всем неблагоприятным факторам.
Дача помогает избавиться от накопившегося негатива?
Лилия Паршина: У нас в организме происходит раскачка собственных негативных эмоций и происходит наложение внешнего и внутреннего, и наступает резонанс. Внутреннее пространство заполняется этими отрицательными эмоциями, общим ощущением неудовлетворенности, неудовольствия, обиды, раздражения и т.д. В городе очень сильна конкуренция, которая порождает чувство провала и проигрыша. Плюс загорода – это отсутствие давления неблагоприятных факторов. Там, наоборот, мы берем ресурс из хорошего воздуха, организм лучше себя чувствует, мы можем уединиться.
Екатерина Ларионова: Если горожанин выезжает на дачу, для него это возможность сравнить две принципиально разные, но очень важные для горожанина среды. Жители города делятся на тех, кто действительно любит пребывание в нем, кто среди небоскребов и скученности черпает для себя определенный интерес. И на тех, кто вынужден в этом находиться с точки зрения зарабатывания денег. Причем это может быть и коренной житель. Но пребывание на природе, с этой точки зрения, ему просто необходимо. Отсюда интерес к посещению парков в городах. Английские города специально оставляли у себя в больших количествах парки и скверы, потому что выяснили еще в XIX веке, что человеку необходима часть деревни в городе.
Изменения в предпочтениях дачников связаны со сменой дачных поколений?
Степан Львов: Социологи подчеркивают не только смену дачных поколений, но еще и расслоение по такому критерию, как спрос на комфорт. Есть люди, которым нужен комфорт именно в виде душа и посудомоечной машины у себя на даче, а есть, которым это все не нужно: они бегут от достижений цивилизации, чтобы отдохнуть от электромагнитного излучения. У каждого индивида есть какие-то потребности, и если их сгруппировать, то можно выделить три большие группы. Это люди, которые живут за городом постоянно - как правило, обеспеченные люди. Есть те, которые живут за городом сезонно, и те, которые очень редко выбираются на природу.
Опрос показал, что люди встречаются с друзьями, ездят на природу, занимаются домашними делами, но это все пассивный отдых. Причина в том, что у них уже не остается энергии?
Лилия Паршина: Да. На активный отдых нужна энергия и силы. Человек всю рабочую неделю находится под сильным прессингом, который исчезает только в выходные. Происходит процесс внутреннего упорядочения, когда идет сброс всего напряжения - и каждый делает это так, как он привык. Кто-то спит, кто-то смотрит телевизор, кто-то общается с друзьями, но время на восстановление нужно обязательно.
Большая часть загородной собственности предназначена для летнего проживания. А дома, в которых можно жить круглый год, есть лишь у небольшой части дачников?
Степан Львов: Да, 10% россиян сегодня обладают дачами, где можно жить зимой. Где-то больше четверти имеют дачу, где можно проживать только летом. При этом 15% россиян обладают земельными участками, где можно что-то посадить. Но у половины граждан нет участков вообще - это те, кто разводит костер во дворах. Ситуация завязана на экономическом положении каждого отдельного гражданина.
Как выглядит наш среднестатистический дачник?
Степан Львов: У провинциального дачника есть отечественный автомобиль, садовый инвентарь, а также имеются современные атрибуты жизни. А у столичных дачников ситуация несколько иная, у них и автомобили выше классом, и уровень потребления соответствует стандартам XXI века. Однако провинция активно подтягивается, темпы вовлечения в общество потребления очень высокие.