05 сентября 2018, 00:04
КультураФестиваль исторических садов в "Царицыне": виртуальная экскурсия по главным проектам
В музее-заповеднике "Царицыно" проходит фестиваль исторических садов. Прямо сейчас там можно увидеть самые необычные сады и парки из разных стран и эпох.
Вместе с музеем мы покажем вам оригинальные проекты, а сами участники расскажут о своих работах, увидеть которые можно до 9 сентября.
-
Сад "Элемент времени". Автор – Элла Ахметова: "В XVI веке при устройстве садов были очень популярны полукруглые элементы с нишами и фонтанами, которые назывались театрами. Отдельные элементы масштабных архитектурных садов как бы соединялись единой осью посредством мини-театров. Один из шедевров эпохи Возрождения – Вилла Фарнезе (по-итальянски – Villa Farnese), известная также, как Замок Капрарола. Мой сад – это интерпретация элемента исторического сада эпохи итальянского Возрождения с использованием адаптированных растений, способных выжить в нашем климате. К примеру, вместо кипарисов, растущих в Италии повсеместно, я использовала куда более хладостойкие туи".
-
Этюд №14. Автор – Ксения Николаева: "Сад создан по мотивам знаменитого Версаля эпохи правления "короля-солнце" Людовика ХIV – в стиле французского регулярного парка ХVII века. Масштабность, размах, роскошь, карнавалы, праздники, маскарады… Своеобразный "перевернутый мир" – король на несколько часов становится шутом, а шут позволяет себе появиться в образе короля. Но все не так просто. В саду все подчинено логике и здравому смыслу. Роскошь и богатство заключены в рамки, имеют четкие границы, которые никто не смеет переступать, а чувства отодвинуты на задний план".
-
Сад "Уединение". Автор – Екатерина Боданова: "Зеленая комната отдыха – место, с которого можно созерцать все пространство большого сада. Во все времена и в самых разных стилях такое место было в каждом саду, и мой проект – не исключение. В моем саду все дышит легкостью и спокойствием, что отражается в его классической растительной композиции".
-
Giardino del Fauno. Авторы – Татьяна Дворядкина и Наталья Дмитриева: "Пространство нашего сада разделено на две части. Первая – это строгий, очень геометрический партер с розами. И вторая – классический пейзажный итальянский сад. Все очень сдержанно, даже монохромно. Контраст темного и светлого, зелени растений, белый мрамор, желтоватый камень, топиарные культуры, ротонда, увитая плющом, тайный угол под пологом больших деревьев. Как будто в саду присутствует дух фавна, играющего на дудочке, – воплощение доброго национального итальянского божества".
-
Snooker. Авторы – Диана Манцурова, Людмила Бусаргина, Михаил Палагин, Анна Гончарова. Михаил Палагин: "В нашем постмодернистском саду (в духе Марты Швац, одного из самых востребованных ландшафтных архитекторов в мире) – зашифрованы с гротеском и иронией всем знакомые элементы игры в бильярд: шары, лузы, кий, рамка. Сад повторяет плоскость стола, и все предметы на нем яркие, гипертрофированные, полифактурные".
-
Сад "Этюд". Автор – Мелс Геворгян. "Мой сад – это классика времен барокко. Вокруг выстроена каноничная изгородь с подстриженными кустами, а на самой площадке гуляют персонажи этой постановки: влюбленная пара общается на языке балетного танца, корова жует сено, ребенок выгуливает собаку, а шевалье с лошадью прогуливается вокруг площадки. Все фигуры изготовлены из сена, которое держится на железном каркасе. Все это я сделал сам за несколько дней до открытия фестиваля".
-
Лабиринт сада Дианы де Паутье. Автор – Виталий Патлис: "Мой сад – это попытка реконструкции лабиринта из сада замка Шенонсо (Château de Chenonceaux) во Франции. Замок этот связан с именем Дианы де Пуатье, жившей в середине XVI века и бывшей фавориткой короля Франции Генриха II. Вместо кустарников в моем саду – газон. Таким нехитрым, но элегантным способом я смог сохранить видимым рисунок лабиринта, по которому любой желающий может пройтись".
-
Сад "Найди кота". Автор – Екатерина Попова: "Садовые развлечения стали популярными в XVIII – начале XIX веков, когда в России широко вошли в обиход новинки западноевропейской усадебной культуры. Парки усилиями садоводов превращались в одну большую игровую площадку, и тому способствовали "обманные" виды – изображения, помещаемые в концах аллей и создававшие иллюзию. Екатерина II, если верить дневникам, души не чаяла в кошках, примером чего может послужить история ее пропавшего кота (после того, как кот исчез, было велено его отыскать, и дано объявление обывателям – чтобы те не боялись вернуть императрице пропавшего "кота сераго с серыми же лапами"). Мой сад воспевает любовь русской императрицы к котам и идею самого знаменитого памятника японской культуры XVI века – "Сада пятнадцати камней" храма Рёандзи (загадка японского сада в том, что в нем недостает одного камня)".
-
"Грани разума". Автор – Олеся Гурина. "Вдохновением для меня послужил Botanischer Garten Karlsruhe, расположенный в Карлсруэ на юге Германии. Он был заложен в 1709 году и до сих пор является одним из образцов классицизма, доведенного до идеала. Классическому саду присуще строгое зонирование пространства и использование радиально-лучевых аллей, что зрительно увеличивает объем. В своем проекте я использовала прием своеобразного "звездчатого" рисунка плана. Подчеркнуто доминирующее положение занимает центральная инсталляция. В центре данного проекта – человек с его осознанным восприятием мира, и партерные цветники ярко отражают эту часть нашего внутреннего "Я".
-
"Первый бал Наташи Ростовой". Автор – Дарья Лисицына: "Балы, танцы, светские рауты, хорошие манеры, невзначай брошенная перчатка, забытая шаль, дамы, кавалеры – все это кажется давно забытой историей, сказкой из далекого прошлого. Образы, как призраки, намекают на то, как все это происходило на самом деле. Наташа Ростова пришла на свой самый первый бал. В окружении тетушек – настоящих светских львиц – она ждет кавалера. Но как с ним себя вести? Наташа готовится к первому танцу, и это самый трогательный момент во всем романе "Война и мир". Ему я и посвятила свой сад".
-
Sæd. Автор – Сергей Гаврильчик: "В противоположность саду, заполненному растениями, сад камней связан с идеей неизменности мира, устойчивости его фундаментальных основ. Камни, застывшие в особой картине, заставляют человека видеть ассоциативные образы, которые каждый понимает по-своему. Минимализм и простота камней порождают ощущение гармонии, вызывают настоящее эстетическое наслаждение. Конструкция подобных сооружений вызывает тягу к любованию природой, размышлению, уединению, отстранению от мирской суеты и повседневных проблем".
-
"Сон Аворы". Автор – Ольга Дьорди: "Придумывая свой сад, я сочинила историю. Однажды, во сне богиня Аврора увидела невероятный, чудесный сад, волшебные круглые врата, по которым льется вода. В саду было два озерца, которые, казалось бы, преграждали путь, но из воды вдруг появились камни, по которым можно попасть в сад. Пройдя через врата, Аврора увидела, что весь сад огражден живой изгородью, и по обе стороны от нее раскидываются дорожки: будто тень, падающая от врат, отпечаталась на земле. Авроре сад понравился, и она просидела в нем до самой зари. Собственно, я очень хочу, чтобы все, кто попадет в мой сад, чувствовали себя точно так же".
-
"Течение времени". Авторы – Анастасия Силенская, Елена Филиппова: "Наш сад представляет собой зеленую комнату, закрытую по трем сторонам стенами с декоративными резными элементами из вертикально растущего газона. В стены пространства встроены отверстия с глазками, в которые можно посмотреть и увидеть предметы прошлых эпох – броши, письма с сургучной печатью, кубки, атрибутику великих эпох. В центре расположен длинный стол, в середине которого течет вода, символизирующая бесконечное течение времени, смену эпох и парадигм. За столом можно уютно расположиться и провести время в неспешной обстановке в окружении формованных кустарников, штамбовых цветущих растений и цветочных композиций на столах. Главная идея сада – это переосмысление классических форм, попытка адаптации идей прошлого".
-
Mon Plaisir. Авторы – Олег Подстаницкий и Елена Романова: "Наш "мон плезир" – это образ русской усадьбы эпохи Просвещения, конца XVIII – начала XIX веков. И в этом образе воплощены и вкус, и предпочтения, и даже идеология ее владельца. Сад разделен на две части. С одной стороны располагаются два столба Храма Соломона – главный символ масонства, с другой – алтарь Венеры. Сочетание культа разума с культом чувственной эротики – вот главное, что занимало представителей той эпохи".
-
"Возвращение". Автор – Ольга Тихомирова: "Долгие годы в российских садах были популярны альпийские горки, ручьи, японские садики, огороды, пейзажные ландшафты с извилистыми дорожками. Скорее всего, это было обусловлено ограниченными земельными возможностями, дачными "шестью сотками" и, конечно, финансовым положением. Последние годы наметилась тенденция: многие переезжают за город. Некоторые даже строят большие дома – вновь появляются усадьбы и даже дворцы с огромными территориями, а вместе с ними и желание подчеркнуть красоту домов, украсив их большими парадными партерами в классическом стиле. Я работала над одним из таких "подмосковных Версалей", и в "Царицыне" хочу показать фрагмент этого воистину дворцового ансамбля".