07 июля 2016, 07:41
Как правильно ездить на поезде
Изучите вопрос
Монополистом, предоставляющим услуги перевозки пассажиров по железным дорогам, является компания РАО РЖД. Поэтому основные условия и требования, которые предъявляются пассажирам, базируются на правилах этой компании.Одним из главных удобств поездки на поезде является расположение вокзалов. В отличие от аэропортов, они находятся в черте города, и добраться до них можно, используя общественный транспорт.
Вокзалы также обеспечены необходимой инфраструктурой:
- Кафе, магазины
- Пункты полиции и медицинской помощи
- Туалеты и т.д.
Поезд является практически единственной альтернативой для тех, кто боится летать. При этом стоимость билетов на дальние расстояния иногда бывает равна стоимости авиаперелета.
Помимо своей основной функции - перевозки, для комфортного пребывания в поезде пассажирам предоставляются:
- Питьевая вода (холодная и горячая), посуда и столовые принадлежности
- Постельное белье
- Влажная уборка в вагоне (не менее 2-х раз в день)
- Первая доврачебная помощь
- Поездная библиотека и имеющиеся в наличии настольные игры (шашки, шахматы)
- Розетки мощностью в 220 вольт для зарядки мобильных телефонов и ноутбуков
- Подготовка постели для инвалидов, больных и пассажиров с малолетними детьми (при необходимости)
Приобретите билеты
Билеты можно приобрести как на вокзалах, так и на сайте РЖД.Продажа начинается за 45 дней до отправления поезда (в некоторых случаях за 60).
Обычно кассы открываются в 8:00, а закрываются в соответствии с часами работы вокзалов.
Для покупки билета с собой необходимо иметь документ, удостоверяющий личность.
При оформлении обязательно проверьте правильность заполнения анкеты (личные данные, дату отправления и т.д.). В случае наличия ошибки, ее должны будут немедленно исправить.
Вы также можете уточнить, какие услуги входят в стоимость билета (душ, кондиционер, комплексные обеды и т.д.).
Важно: льготным категориям граждан необходимо взять с собой соответствующие удостоверения для получения скидок.
Если в вагонах повышенной комфортности находятся свободные купе, пассажир может приобрести билет у начальника поезда во время движения и поменять место (в данном случае будет оплачиваться только разница в стоимости).
Важно: за переоформление билета взимается сбор.
Льготы и скидки на билеты
- Для детей от 4-х до 12 лет - 50%
- Для лиц от 12 до 26 лет - 30%
- Для лиц старше 60 лет - 30%
- В день рождения - 35% (действительна в течение недели со дня рождения)
- Молодоженам - 35% (действительна в течение месяца со дня свадьбы)
- При покупке билета за 60 - 45 суток до отправления - 10%
С полным списком скидок на международном сообщении можно ознакомиться на сайте РЖД.
Льготы, представляющиеся определенным категориям граждан в поездах дальнего следования:
- Героям Советского Союза, Героям РФ, полным кавалерам ордена Славы: бесплатный проезд два раза в год или бесплатный проезд один раз в год к месту лечения и обратно (в вагонах всех категорий)
- Лицам, награжденным орденами Трудовой славы и "За службу Родине в Вооруженных силах СССР" трех степеней: бесплатный проезд один раз в год (в вагонах всех категорий)
Льготы, представляющиеся определенным категориям граждан на международном сообщении:
- Героям Советского Союза: бесплатный проезд один раз в год (в вагонах всех категорий)
- Инвалидам Великой Отечественной войны I и II группы: бесплатный проезд один раз в год (в вагоне купе)
- Инвалидам Великой Отечественной войны III группы: скидка 50% на бесплатный проезд один раз в год или бесплатный проезд раз в два года (в вагонах всех категорий)
Возврат денежных средств за билеты
Возврат полной стоимости (включая стоимость плацкарты) производится в следующих случаях:- При отмене поезда
- При задержке поезда
- При невозможности пассажиру занять место, указанное в его билете (на основании акта, составленного начальником поезда)
- При возврате билета в кассу за 8 часов до отправления
Важно: возврат полной стоимости (за вычетом 50% стоимости плацкарты) производится при возврате билета в кассу менее чем за 8 часов до отправления
Возврат полной стоимости (без стоимости плацкарты):
- При возврате билета в кассу менее чем за 2 часа до отправления
- При возврате неиспользованного билета в кассу станции посадки, при опоздании на поезд в течение 12 часов с момента его отправления
- При возврате неиспользованного билета в кассу станции посадки вследствие болезни или несчастного случая в течение 5 суток с момента отправления поезда
Если пассажир покинул поезд по причине болезни:
- Компенсация стоимости билета за не пройденное до конечного пункта расстояние (выдается на станции выхода пассажира)
Важно: за оформление возврата денежных средств (в перечисленных выше случаях) взимается сбор.
При прекращении следования поезда по причине его неисправности:
- Компенсация стоимости билета за не пройденное до конечного пункта расстояние
Типы вагонов
- Плацкарт
- Купе
- СВ
- Люкс
Различаются по стоимости, в зависимости от предоставляемых услуг (к примеру, класс люкс предусматривает наличие душевой кабины).
Также, в зависимости от типа вагона в стоимость билета уже могут быть включены:
- Постельное белье
- Наборы личной гигиены
- Комплексное питание (завтрак, обед, ужин)
- Печатная продукция
Важно: вы можете приобрести все это у проводника, если данные услуги не прилагаются к вашему билету.
Посадка
Поскольку посадка начинается за некоторое время до отправки поезда, необходимо прибыть на вокзал заранее, чтобы успеть найти свои платформу, поезд и вагон.Для того чтобы занять свое место, пассажир должен предъявить проводнику:
- Билет
- Документ, удостоверяющий личность
Если в вагон заходят провожающие, они должны покинуть его по просьбе машиниста за 10 минут до отправления.
На данный момент в поездах дальнего следования существуют вагоны (в которых, к примеру, имеются подъемники), приспособленные для перевозки инвалидов.
Персонал вокзала и поезда также должен оказывать всю необходимую поддержку данной категории граждан (помощь при посадке в вагон и т.д.).
Для того чтобы получить дополнительную информацию или оставить заявку на сопровождение, вы можете позвонить на номер 8 (800) 510-11-11 (работает круглосуточно, без выходных).
Остановка в пути
В случае необходимости, у пассажира есть возможность прервать поездку (с последующим возобновлением) не более чем на 10 суток.Для этого ему необходимо обратиться в кассу на станции остановки и поставить соответствующую отметку на билете (не позднее 4-х часов с момента прибытия).
При возобновлении поездки пассажир должен будет дополнительно оплатить:
- Стоимость плацкарты
- Сбор за переоформление билета
- Иные платежи
Важно: если вы приобрели билет в вагон низшей категории, разница в стоимости возмещена не будет.
Если пассажир отстал от поезда, он должен немедленно обратиться к начальнику станции, который, в свою очередь, свяжется с начальником поезда, чтобы тот поручил выгрузить ручную кладь (по желанию и багаж тоже) на ближайшей остановке.
Затем пассажира должны доставить до станции, на которой находятся его вещи, и посадить на поезд, следующий до конечного пункта.
Санитарные зоны
Санитарные зоны организуются вокруг крупных населенных пунктов. К сожалению, не существует региональных законов, регламентирующих размеры и границы санитарных зон, поэтому для каждого города такие зоны устанавливаются перевозчиком отдельно.Каждый город имеет определенные границы, в которых нельзя пользоваться туалетом в поезде.
Проводник обязан уведомлять пассажиров о приближении к каждой санитарной зоне заблаговременно, чтобы они успели воспользоваться уборной.
С появлением новых поездов проблему начали решать установкой биотуалетов, которые могут быть открыты на протяжении всей поездки.
Технические неисправности
Если в вагоне становится душно или, наоборот, холодно, выясните, какой системой кондиционирования оборудован поезд:- Общей
В этом случае необходимо обращаться к проводнику (температура устанавливается в соответствии с санитарными нормами).
- Индивидуальной
Вы можете регулировать температуру сами.
При отсутствии в вагоне кондиционеров, у вас есть возможность открыть окна.
Если пассажир не может занять свое место в случае его неисправности, ему будет предоставлено другое:
- В вагоне такого же типа (без доплаты)
- В вагоне повышенной комфортности (без доплаты)
- В вагоне пониженной комфортности (с компенсацией разницы)
Выплата производится на основании акта, составленного начальником поезда.
Прямой обязанностью проводника является обеспечение комфортных условий поездки для пассажиров, поэтому, в случае возникновения конфликтов с персоналом, необходимо обратиться к начальнику поезда или оставить запись в "Книге жалоб и предложений".
Вы также можете написать на сайт РЖД.
Помимо запрашиваемых данных (Ф.И.О. и e-mail) в заявлении рекомендуется указать:
- Ф.И.О. проводника
- Номер вагона
- Номер поезда
- Направление
Охрана общественного порядка
Все вокзалы Москвы оборудованы техническими средствами безопасности: видеокамерами, рамками металлодетекторов и т.д.Помимо этого, на каждом из них также размещены пункты сотрудников МВД, таким образом, решением всех конфликтов занимается полиция.
В поезде действуют немного другие правила, в соответствии с которыми, пассажира могут высадить, если он:
- Нарушает внутренние правила поезда
- Нарушает общественный порядок
- Мешает спокойствию других пассажиров
Важно: для задержания пассажира и последующего оформления протокола, к ближайшей станции вызывается сотрудник МВД.
В случае возникновения конфликта, драки или совершения преступления, проводники действуют согласно внутренним инструкциям и связываются с начальником поезда, который, в свою очередь, вызывает наряд полиции к ближайшей станции, на которой поезд может совершить остановку.
Медицинская помощь
Если пассажир почувствовал себя плохо во время движения, необходимо немедленно связаться с проводником, который, в свою очередь, вызовет начальника поезда.Затем будут предприняты следующее меры:
- Среди пассажиров ищется врач
- К ближайшей станции вызывается скорая
- Проводник оказывает человеку первую помощь
Согласно приказу Министерства здравоохранения, каждый поезд дальнего следования должен быть оснащен аптечкой, содержащей:
- Бинт, пластырь
- Жгут для остановки кровотечения, перевязочные средства
- "Мешок" для проведения искусственного дыхания
- Шины для разных частей тела (шеи, рук, ног и т.д.)
- Изотермическое покрывало
- Ножницы, салфетки и т.д.
- Носилки
Важно: если пассажир нуждается в госпитализации, его снимают с поезда для оказания медицинской помощи (состав не будет задерживаться на станции и отправится по расписанию).
В таком случае в билете ставится отметка об остановке в пути следования и продлении срока действия билета на время болезни.
Правила перевозки детей
Пассажир может провезти одного ребенка не старше 6 лет бесплатно, при условии, что он не будет занимать отдельное место.Во всех других случаях, на него придется оформить отдельный билет.
Также, детей до 10 лет обязательно должен сопровождать взрослый.
Важно: возраст ребенка определяется днем начала поездки, таким образом, если в дороге ему исполняется 6 лет, он все еще может проехать бесплатно.
Если ребенку исполняется 14 лет в пути, но на момент покупки билетов, ему было 13, он может подтвердить свою личность свидетельством о рождении.
Правила перевозки животных
1. Мелкие (комнатные) домашние животные, собаки и птицы:- Перевозятся в ящиках, клетках, контейнерах и т.д. размером 180 см (в сумме 3-х сторон) на местах размещения ручной клади
- Не более одного места на один оформленный билет
- Не более двух животных на одно место
- В отдельном купе жесткого вагона, кроме:
- Вагонов с 2-местными купе (СВ)
- Вагонов повышенной комфортности
Важно: за перевозку вышеперечисленных типов животных взимается отдельная плата.
2. Крупные собаки:
- На поводке и в наморднике
- В отдельном купе купейного вагона (кроме вагонов повышенной комфортности) с оплатой полной стоимости всех мест в купе
- Без дополнительной оплаты провоза животного
3. Собаки-поводыри:
- На поводке и в наморднике
- В вагонах всех типов
- Без дополнительной оплаты провоза животного
4. Служебные собаки:
- На поводке и в наморднике
- В отдельном купе купейного вагона (кроме вагонов повышенной комфортности) с оплатой полной стоимости всех мест в купе
- Без дополнительной оплаты провоза животного
Важно: с собой необходимо иметь ветеринарные документы, разрешающие перевозку животного.
Правила перевозки крупногабаритного багажа
Багаж, перевозимый в поезде делится на:- Обычный
- Не более 3-х мест для багажа на один билет
- Размер каждого багажа не должен превышать 180 см (в сумме трех сторон)
- Вес одного багажа не должен превышать 75 кг
- Общий вес не должен превышать 200 кг
- Грузобагаж
- Размещается в багажном вагоне
- Размер каждого предмета не должен превышать 300 см (в одной из трех сторон)
- Предметы, вес которых составляет не менее 5 кг и не более 75 кг
Важно: если вес обычного багажа превышает 200 кг, провоз излишка рассчитывается по тарифам грузобагажа (оплачивается в билетных кассах) и помещается в багажный вагон.
При удалении пассажира из поезда (по медицинским показаниям, в связи с нарушением общественного порядка и т.д.), он также должен забрать свою ручную кладь.
Вопрос с его багажом решается одним из следующих способов:
- Следует до конечной станции
- Выдается пассажиру на руки
Если это невозможно (к примеру, в случае короткой остановки поезда), багаж проследует до той станции, на которой его смогут выгрузить. Затем, при условии оплаты стоимости перевозки, его отправят обратно к пассажиру.
Важно: если человек сошел с поезда по причине болезни, багаж будет возвращен ему бесплатно.
Правила перевозки ручной клади
- Не более 36 кг (для СВ - 50 кг) на один билет
- Размер ручной клади не должен превышать 180 см (в сумме трех сторон)
При покупке дополнительного билета:
- Не более 50 кг на один билет
Семьи с малолетними детьми и инвалиды могут бесплатно провозить:
- Детскую коляску
- Инвалидную коляску и технические средства реабилитации
Забытые вещи
Забытые вещи передаются начальнику той станции, на которой (или рядом с которой) они были обнаружены. Также они могут быть отправлены на конечную станцию (или перегон), если были оставлены непосредственно в вагоне.На каждый найденный предмет вешается ярлык с обозначением станции (или вокзала) и порядкового номера, присвоенного ему после описания и внесения в учетную книгу.
Важно: чемоданы, сумки и т.д. вскрываются сотрудниками органов внутренних дел, а затем пломбируются или опечатываются.
Для того, чтобы получить свой багаж, необходимо обратиться к начальнику станции (или вокзала), на которой пассажир обнаружил пропажу.
Начальник станции, в свою очередь, отправит служебную записку начальнику поезда, в которой будут указаны:
- Описание забытых вещей
- Номер вагона
- Место пассажира
Для того чтобы доказать, что предмет принадлежит именно вам, необходимо описать его внешний вид и содержимое. Серьезно упрощает процедуру поиска наличие информационных бирок на багаже.
Важно: это не относится к тем вещам, которые перевозятся в багажном отделении, где действует другая процедура компенсации.
Задержка отправления поезда
В соответствии "Уставом железнодорожного транспорта РФ", перевозчик должен заплатить пассажиру штраф в размере 3% от стоимости билета за каждый час задержки (но не более стоимости проезда).Компенсация не будет выплачена, если опоздание произошло по причине:
- Обстоятельств непреодолимой силы:
- Военные действия
- Террористические акты
- Стихийные бедствия
- Устранения неисправности поезда, угрожающей жизни пассажиров (возникшей не по вине перевозчика)
- Иных обстоятельств (также не зависящих от перевозчика)
Для того чтобы получить компенсацию необходимо:
- Получить у дежурного по станции справку, подтверждающую опоздание поезда
- Подать письменное заявление (в свободной форме) в претензионный отдел Управления железной дороги, приложив к нему оригиналы билетов и вышеуказанную справку (это можно сделать на любой станции)
В течение 30 дней будет принято решение о выплате компенсации.
Важно: если по вине перевозчика вы понесли материальные убытки, к примеру, опоздали на другой поезд, за возмещением ущерба вы можете обратиться в суд.
Страхование жизни
В сумму билета автоматически включается стоимость стандартной страховки.В зависимости от причиненного ущерба перевозчик должен выплатить следующие суммы:
- Вред жизни - 2 500 000 рублей
- Вред здоровью - 2 000 000 рублей
- Вред имуществу - 23 000 рублей
Также при покупке билета можно оформить дополнительную страховку, стоимость которой будет зависеть от набора выбранных услуг.
Непосредственно после несчастного случая составляется акт, который передается в страховую компанию.
Для получения компенсации необходимо:
- Собрать документы (со списком которых пассажира должны ознакомить при составлении акта)
- Написать заявление (в свободной форме) и отправить перевозчику (по юридическому адресу, если не указаны другие контакты).
Срок выплаты компенсации составляет 30 дней со дня получения документов страховой компанией.