07 декабря 2018, 15:48
ЭкономикаПочему в России могут исчезнуть пробники духов
Фото: depositphotos/belchonock
В России с 1 декабря 2019 года после введения маркировки парфюмерии могут исчезнуть пробники духов и туалетной воды.
Распоряжением председателя правительства был определен перечень из десяти товаров, которые подлежат обязательной маркировке. Это табачная продукция, духи и туалетная вода, шины, одежда, блузки, пальто, постельное белье, обувь, фотокамеры. Духи и туалетная вода подлежат обязательной маркировке с 1 декабря 2019 года. Предполагается, что маркировка позволит очистить рынок от подделок, сделать его прозрачным и гарантировать качество продукции.
Исполнительный директор Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены Петр Бобровский рассказал, что после введения маркировки для парфюмерной продукции может возникнуть проблема с пробниками.
По его словам, пробник – это такой же товар, на который наносится маркировка, в том числе информация для потребителя, которая должна быть на любом товаре. Но пробник не продается, а система маркировки предполагает, что процесс движения товара в системе завершается, когда он продается конечному покупателю.
"То есть вы пришли в магазин, купили, и тогда товар из системы ушел, его движение закончилось. Здесь факта продажи нет, и он никуда не уходит. Получается абсурдная ситуация: вы маркируете то, что вы не продаете никому. В итоге пробники будут копиться в этой системе, а поскольку пробников много, будут накапливаться огромные объемы товаров, которые были произведены или импортированы, но никому не проданы", – отметил Бобровский.
Поэтому, если система маркировки заработает в таком виде, то привозить и раздавать пробники людям будет слишком затратно. С юридической точки зрения, утверждение ЦРПТ, что компании смогут не маркировать пробники, неверно, поскольку по действующим нормам нельзя разделить пробник и "не пробник", добавил собеседник портала Москва 24.
В любом случае, пробник проходит ровно такие же процедуры, как и то, что продается, но он фактически используется как рекламная продукция. Однако парфюмерия регулируется Техрегламентом Таможенного Союза 009/2011 и требования регламента не позволяют считать пробники рекламной продукцией.
"Поэтому надо вносить поправки не только в российские законы, но и в законодательство ЕАЭС. ЦРПТ вряд ли сможет решить эту задачу: как правило, внесение изменений в правовые акты ЕАЭС – процесс небыстрый, минимум 1,5-2 года", – поясняет Бобровский.
Основная цель системы маркировки – борьба с контрафактом, но для парфюмерии это неактуально, считает собеседник портала Москва 24. "У нас получается, по государственным данным, что контрафакта в парфюмерии меньше 1%. Есть данные Роспотребнадзора за 2017 год, по ним все нарушения, относящиеся к парфюмерии, – это 0,9% от проверенной продукции. Также мы получили данные от Федеральной таможенной службы, согласно которым контрафактная парфюмерия в 2017 году составила лишь 0,1% . На основе этих данных, мы написали письмо в правительство с просьбой нас исключить (из перечня товаров, принадлежащих обязательной маркировке – М24)", – резюмировал Бобровский.
Евгения Маркова