02 сентября 2017, 14:12
КультураВ Center-е внимание: что смотреть на фестивале документального кино о городах
Центр документального кино и Музей Москвы представляют фестиваль документального кино о городской культуре Center Festival. В программу вошли как громкие премьеры и фильмы-победители международных кинофестивалей, так и классика авангарда. Показы пройдут сразу на нескольких площадках. Мы выбрали самые интересные фильмы и попросили куратора фестиваля Майю Кузину о них рассказать.
Кадр из фильма "Большие перемены"
Большие перемены
реж. Каспар Аструп Шредер, Дания, 2017
Кадр из фильма "Большие перемены"
Фильм датского режиссера Каспара Аструпа Шредера об Бьярке Ингельсе создан на волне массового увлечения архитектурой и распространения феномена st'architecture, о котором так любит рассуждать Чарльз Дженкс, главный архитектурный теоретик современности. Теперь зодчие стали настоящими поп-звездами: о них снимают фильмы, их приглашают в коллаборации крупнейшие дома моды для разработки совместных коллекций, а их новых построек ждут почти также, как новый альбом Рианны.
Cкандинавский архитектор Бьярке Ингельс, любимый ученик Рема Колхаса и главный гений в мире современной архитектуры, переезжает в Нью-Йорк и переворачивает с ног на голову представления американцев о том, как должен выглядеть небоскреб. Ингельс, главный сторонник экологичного дизайна и практичных решений, меняет облик живого мегаполиса мира и попутно решает проблемы в личной жизни.
Токийские идолы
реж. Киоко Мияке, Канада, Великобритания, Япония, 2017
Кадр из фильма "Токийские идолы"
Понять правила азиатских субкультур европейцу в принципе сложно: западная культура взяла на вооружение сексуальный культ девочек-аниме и школьниц в мини-юбках, даже не разобравшись, что за этим стоит, в то время как в источнике пределом эротически дозволенного взаимодействия с "идолом" остается рукопожатие, а все остальные фантазии переносятся в виртуальный мир цифрового одиночества.
Это самый провокационный фильм программы. Он посвящен японской субкультуре "идолов": так называют юных поп-певиц, за спинами которых армии великовозрастных фанатов.
Теория бесплатных завтраков
реж. Гетин Олдос, Джерус Маклири, Великобритания, 2017
Кадр из фильма "Теория бесплатных завтраков"
Чем бы вы занялись, если бы вам не нужно было работать? Занялись бы любимым делом, посвятили свою жизни чтению и спорту? Или решили бы вообще ничего не делать? А это мог бы быть удивительный социальный эксперимент, который экономисты называют теорией безусловного базового дохода. Одни полагают, что это освободило бы человека от рабства и высвободило бы невероятные объемы креативной энергии, другие – называют потворством лени и романтической утопией левых. Перед показом состоится дискуссия специалистов высшей школы экономики о внедрении такой системы в европейских странах, а также о ее недостатках и подводных камнях.
Фильм о самой прогрессивной экономической теории последних лет, заключащейся в том, что государство ежемесячно предоставляет гражданам финансовую помощь в объеме, который позволяет им обеспечивать свои самые базовые потребности, т.е. платить за жилье и покупать еду, а освободившееся время тратить на реализацию потребностей в саморазвитии: открыть ресторан или заняться танцами.
Внутренняя работа
реж. Кристиан Тод, Австрия, 2017
Кадр из фильма "Внутренняя работа"
"Внутренняя работа" – фильм о том, что когда мужчины плачут – это нормально. Даже если они – серийные убийцы. Он стал победителем главного фестиваля независимого кино SXSW (South East by South West), который прежде сторонился "сложных тем", предпочитая показывать фильмы о музыке, а теперь обратился к более серьезным вопросам.
В тюрьме для самых опасных преступников еженедельно проходят сессии групповой психотерапии, к которым раз в год могут присоединяться участники из внешнего мира: музейные работники, учителя и бармены, уставшие от жизни и ищущие новых впечатлений. На глазах жестокие убийцы превращаются в раненных детей, переживая свои самые сильные страхи и показывая самые сильные чувства.
Новости из дома
реж. Шанталь Акерман, Франция, Бельгия, Германия (ФРГ), 1977
Кадр из фильма "Новости из дома"
В программу фестиваля вошли не только премьеры, но и классика документального кино. "Новости из дома" – это фильм-ностальгия по Нью-Йорку, которого больше нет: бельгийский режиссер Шанталь Акерман оставила нам одни из самых красочных кадров с Башнями-близнецами, безлюдными улицами и опустевшими станциями метро.
Фильм стал классикой авангардного кино. Последний раз полная ретроспектива Шанталь Акерман фильмов была в 90-е, поэтому этот показ – единственная возможность посмотреть на большом экране один из ее самых лиричных фильмов, посвященных отношениям с матерью и Нью-Йорку, в котором Акерман так и не удалось прижиться.