12 октября 2018, 18:52
ОбществоБизнес-тренеры: гуру или шарлатаны? Отвечают эксперты
Фото: Агентство "Москва"/Кирилл Зыков
Депутат Владимир Петров попросил генпрокурора Юрия Чайку проверить все "коуч-центры" страны после семинара американского бизнес-тренера Тони Роббинса. Посетители (1 сентября) жаловались на слишком дорогие билеты (суммы достигали полумиллиона рублей), при этом многие не услышали ничего нового для себя. Подобные лекции вызывают у аудитории "неконтролируемый экстатический психоз с целью извлечения максимальной материальной наживы", считает парламентарий. Выступление в Москве принесло американцу около 20 миллионов долларов, отметил Петров.
Портал Москва 24 выяснил у экспертов, что заставляет людей платить бизнес-тренерам баснословные суммы.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Юрий Синельщиков отметил, что в подобных действиях, когда посетители тренингов получают не новые знания, а "банальный пересказ" прописных истин, в этом есть элементы мошенничества, а поэтому и есть основания для проверки, которую прокуратура должна поручить МВД. Однако проверять нужно не сами коуч-центры, а конкретные факты.
"Есть основания для проведения проверки по статье 159 УК РФ о наличии в его деятельности мошенничества. Если будет установлено, что это есть, тогда можно говорить о возбуждении уголовного дела. В этой ситуации прокуратура должна переправить дело в МВД", – отметил депутат. Он подчеркнул, что прокуратура может проводить проверку только при наличии информации о конкретном правонарушении.
Фото: depositphotos/kasto
Социальный психолог Алексей Рощин считает, что люди, купившие билеты за такие большие деньги, изначально настроены на "шаманское действо". "Они думали, что некие сочетания слов и звуков, которые произнесет тренер со сцены, изменят их жизнь. Это в чистом виде детская надежда на чудо. Люди дожили до 45-50 лет и все еще верят в то, что существуют заклинания, которые знают особые люди, и после них все в этой жизни пойдет на лад", – объясняет эксперт. По его мнению, за последние несколько десятилетий сильно девальвировалось понятие образования и все, что касается повышения интеллектуального уровня.
На фоне этого, по словам психолога, выросла прослойка тех людей, которые верят в инсайт – внеобразовательный путь получения необходимых навыков и способностей. "Тут важны не усилия и потраченное время, а оказаться в нужное время в нужном месте, где тебя нужные люди быстро научат", – добавил Рощин. По его словам, одна из причин подобного ажиотажа вокруг бизнес-тренингов – принцип стоимости. "Из-за культа денег, существующего в обществе, предполагается, что чем больше ты заплатишь, тем больше ты получишь", – объясняет эксперт.
Почему люди готовы платить сотни тысяч рублей за семинар Тони Роббинса
По его словам, "испокон веков" на подобных вещах играют мошенники. Но бизнес-коучинг – это не мошенничество, а способ зарабатывания денег. "Сам слух о том, что кто-то платил 500 тысяч рублей, автоматически повышает интерес и ценность этого (тренинга). Люди считают, что если вещь столько стоит, она не может быть плохая", – добавил эксперт. Он подчеркнул, что бизнес-тренеры часто эксплуатируют возникший у россиян интерес к элитарности. "Участники таких мероприятий приобретают не столько знания, сколько покупают себе приобщение к элите. И это тоже часть маркетинга", – пояснил психолог.
По мнению Рощина, проверка будет иметь смысл только в части того, не переходят ли подобные тренеры черту и не склоняют ли людей к сектантству. Директор института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина считает, что в случае с Роббинсом, организаторы использовали "агрессивные маркетинговые технологии".
Фото: depositphotos/kasto
"Это действительно вполне все законно, в том смысле, что люди сами покупают билеты, а за то, понравилось или не понравилось, коучи ответственности не несут. Они не обещали, что без усилий и вовлеченности что-то получится. Если человек сам не учится и не хочет учиться, вместо него это сделать невозможно. С законодательной точки зрения никаких претензий быть не должно, это выбор каждого", – отметила Абанкина.
По ее мнению, непонятно, что именно станет предметом проверки. "Это все-таки не религиозные секты, которые подавляют волю людей. Если это профессоинальный коучинг, не вижу, что здесь является предметом претензий и проверок. Нет оснований к запрещению, никто не навязывал этих билетов, а запреты и гонения приведут к еще большему ажиотажу в этой сфере", – считает эксперт.
Фото: depositphotos/kasto
То, что люди "покупаются" на агрессивные маркетинговые технологии, говорит о не вполне благополучном состоянии общества. "Нереализованный потенциал, разрушенные ожидания, общее депрессивное состояние гонит людей ухватиться за те призрачные шансы, которые предлагаются", – объясняет Абанкина. По ее словам, наоборот сферу коучинга нужно сделать более позитивной.
Главное не то, что говорит тренер, а то, как информацию потом используют на практике, считает собеседница портала Москва 24. Люди попадаются на крючок рекламы, поскольку там обычно показывают только тех людей, для кого тренинг сработал. "Здесь несовпадение слишком высоких ожиданий с тем, что происходило на семинаре, не может быть никому поставлено в вину. Это неумение разобраться в ситуации (со стороны посетителей)", – резюмирует Абанкина.
Евгения Маркова